ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Составлена на основе Федеральной образовательной программы дошкольного образования. Срок реализации программы - 2023-2028 г.г.
Описание образовательной программы
Образовательная программа дошкольного образования является общеобразовательным
программным документом, составленным с учетом достижений науки и практики
отечественного дошкольного образования.
Образовательная программа
разработана рабочей группой педагогов МБДОУ №2 в составе: Марухина Н.Г.,
заведующий, Магомдеова З.М., заместитель заведующей по ВР, Зубакова И.Е., воспитатель, Азаниева Т.Р., музыкальный руководитель.
Образовательная программа дошкольного образования (далее Программа) составлена
в соответствии с действующим Федеральным Государственным образовательным
стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования»)
ДОО осуществляет свою образовательную, правовую,
хозяйственную деятельность на основе законодательных нормативных документов:
-«Порядок
организации и осуществления
образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного
образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013
года №1014 г. Москва);
СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания";
СП 2.4.3648-20.
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
- Устав МБДОУ №2
от 04.12.2015г., утверждён постановлением от 03.08.2015г.
Лицензия на право осуществления образовательной
деятельности серии 15 ЛО1 № 0001300 от 20.05.2016 г. на право осуществления
образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного
образования (бессрочная).
свидетельство о внесении записи в Единый
государственный реестр юридических лиц от 16 августа 2012 года № 1021500920176
В Программе отражены:
- развивающая функция дошкольного образования;
- становление личности ребенка;
- индивидуальные потребности ребенка;
- сохранение уникальности и самоценности детства, что
соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания, о
признании самоценности дошкольного периода детства.
В программе соблюдены основные принципы дошкольного
образования:
- соответствие принципу развивающего образования;
- сочетание принципов научной обоснованности и
практической применимости;
- соответствие критериям полноты, необходимости и
достаточности;
- обеспечение
единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса
образования детей дошкольного возраста;
- принцип интеграции образовательных областей в
соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей;
- варьирование образовательного процесса в связи с
региональными особенностями;
- соблюдение преемственности между всеми возрастными
группами, детским садом и начальной школой.
Развитие, воспитание и образование детей в ДОУ обеспечено
учебно - методическим комплектом к программе «От рождения до школы» в соответствии
с Приложением 5, стр. 310 - 323 основной
образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под
редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (издание 4,
переработанное, Мозаика - Синтез, Москва, 2019).
Учебно - методический комплект включает в себя
материалы:
Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие", образовательная область «Познавательное развитие", образовательная область «Речевое развитие", образовательная область «Художественно - эстетическое развитие», образовательная область «Физическое развитие" в соответствии Приложением 5 основной образовательной программы дошкольного образования.
Парциальные программы:
1)
Парциальная программа
художественно-эстетического развития детей
2 – 7 лет в изобразительной деятельности «Цветные ладошки» (авт. И.А.
Лыкова)
2)
Парциальная программа
художественно-эстетического развития «Формирование культуры безопасности у
детей от 3 до 8 лет» (авт. ЛЛ.Тимофеева)
3)
Парциальная программа физического
развития детей 3 – 7 лет «Малыши – крепыши»
(авт. О.В. Бережнова, В.В. Бойко)
4)
Парциальная программа «Добро пожаловать
в экологию!» (авт. О.А.Воронкевич)
5)
Образовательная
программа для детей 5 – 7 лет «Азы
финансовой культуры» (авт. Л.В.Стахович, Е.В.Семенкова, Л.Ю.Рыжановская)
6)
Образовательная
программа для деетй 5 – 7 лет «Мой край – моя святыня». Авторы Л. А. Бобылева, А. В. Султанова.
7)
Программа
музыкально-ритмического воспитания
детей 2 – 3 лет «Топ-хлоп, малыши!» (авт. Т.Сауко,
А.Буренина)
8)
Авторская программа «Музыкальные
шедевры». Автор О.П.Радынова
9)
Авторская программа «Танцевальная
ритмика». Автор Т.И.Суворова
10)
Авторская программа «Мой Моздок. Моя
Осетия». Автор Марухина Н.Г.
Отличительные особенности программы:
- направленность на развитие личности ребенка;
- патриотическая направленность;
- направленность на нравственное воспитание, поддержку
традиционных ценностей;
- нацеленность на дальнейшее образование;
- направленность на сохранение и укрепление здоровья
детей;
- направленность на учет индивидуальных особенностей
детей;
- взаимодействие с семьями воспитанников;
- технологичность программы.
Программа опирается на лучшие традиции отечественного
дошкольного образования, его фундаментальность - комплексное решение задач по
охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание и развитие,
амплификации (обогащение) развития на основе организации различных видов
детской творческой деятельности.
Особая роль уделяется игровой деятельности, как
ведущей деятельности в дошкольном детстве. (А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец,
Д.Б.Эльконин.)
В Программе учтены принципы Л.С. Выгодского о том, что
правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие.
Программное психолого-педагогическое сопровождение
основано на научной концепции В.В. Давыдова: «… воспитание и психическое
развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга
процессов, но при этом воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития
ребенка».
В Программе комплексно представлены образовательные
области, обеспечивающие развитие личности, мотивацию и способностей детей:
«Социально-коммуникативное
развитие»,
«Познавательное
развитие»,
«Речевое
развитие».
«Художественно-эстетическое
развитие»,
«Физическое
развитие».
Социально-коммуникативное
развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в
обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и
взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление
самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со
сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к
своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование
позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ
безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное
развитие предполагает развитие интересов детей,
любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных
действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего
мира, о свойствах и материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части
и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и
др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях
нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как
общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов
мира.
Речевое развитие включает владение речью как
средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной,
грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого
творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического
слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух
текстов различных детской жанров литературы; формирование звуковой
аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое
развитие предполагает
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений
искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование
элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной
литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных
произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей
(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое
развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности
детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений,
направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма,
развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук,
а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных
движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование
начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с
правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными
нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при
формировании полезных привычек и др.).
Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации основной
образовательной программы определяются:
- ФОП;
- ФГОС дошкольного образования,
- Уставом ДОУ,
- приоритетным направлением развития дошкольников с учетом регионального
компонента,
- на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности,
- спроса на образовательные услуги со стороны потребителей,
- потребностей и возможностей всех
участников образовательных отношений,
- учет национальных, социально-культурных условий, в которых находится
дошкольное образовательное учреждение.