Пояснительная записка
1
2
3
4
Направленность
Уровень сложности
Особенности реализации
содержания
Особенности организации
5
Цель
6
Задачи
художественная
базовый
Обучение ведется в соответствии с
учебным планом работы
Количество учебных часов – 72, летний
период -8 часов
создание условий для повышения уровня
общей
художественной
культуры
дошкольников, развития способностей в
области
музыкального
искусства
и
реализации
их
в
творческой
деятельности.
Образовательные:
1. Овладеть основами голосообразования,
т.е. работать над постановкой голоса
обучающегося.
2. Способствовать формированию
навыков и умений для исполнения
простых музыкальных произведений.
3. Дать обучающимся основы
теоретических знаний (музыкальной
грамоты), сценической культуры.
Развивающие:
1. Формировать певческую установку
обучающихся, содействовать раскрытию
творческого потенциала детей, учитывая
природные задатки и склонности
(музыкальные слух и память, навыки
певческой эмоциональности,
выразительности).
2. Развивать вокальную артикуляцию,
певческое дыхание.
3. Укреплять здоровье детей путем
развития и тренировки органов
дыхания.
4. Способствовать формированию
эмоциональной отзывчивости, любви к
окружающему миру.
5. Оказать влияние на развитие
коммуникативных сфер, волевых и
эмоциональных качеств обучающихся.
Воспитательные задачи:
1. Формировать устойчивый интерес
обучающихся к пению, вокальному
искусству.
2. Сформировать потребности в общении
с музыкой.
3. Создать атмосферу радости,
значимости, увлеченности, успешности.
Побуждать к воспитанию культуры
общения, а также нравственных качеств
личности.
7
8
9
Режим занятий
Формы занятий
Ожидаемые результаты
2 раза в неделю по 1 часу
очная
К концу года дети будут знать:
1. Общие понятия о певческой
установке, дыхании, «цепном дыхании»,
дикции и артикуляции; правильно
пользоваться певческим дыханием;
2. Выразительно и эмоционально
исполнять музыкальные произведения.
3. Основные приемы звуковедения.
необходимый теоретический материал
(устройство голосового аппарата). общие
понятия о певческой установке,
голосовом аппарате, о дыхании, «цепном
дыхании», дирижерском жесте, дикции и
артикуляции.
4. Знать, что такое правильная
установка корпуса при пении сидя и
стоя;
5. Основные приемы звуковедения.
К концу года дети будут уметь:
1. Использовать полученные знания для
активизации своей творческой
активности. правильно пользоваться
певческим дыханием.
2. Уметь правильно пользоваться
певческим дыханием.
3. Выразительно и эмоционально
исполнять музыкальные произведения.
4. Грамотно пользоваться певческим
дыханием.
5. Выразительно и эмоционально
исполнять музыкальные произведения.
Развивающий блок:
1. Чисто интонировать мелодию в
унисоне на 2-3 тона;
2. Самостоятельного исполнять
несложные распевки и песни.
3. Грамотного исполнения несложных
распевок и песен.
4. Чисто интонировать мелодию в унисон
на 3-5 тонов;
5. Самостоятельного выразительного
исполнения несложных музыкальных
произведений.
10
Форма проведения
Итоговое занятие, тестирование,
промежуточной и
итоговой аттестации
выставка
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
Количество занятий
Тема занятий
Вводное занятие. Введение в курс
обучения. (Модуль «Поем
правильно» ) Техника безопасности
Пение как вид музыкальной
деятельности.
Вокально-певческая установка.
Упражнения на дыхание по методике
А.Н. Стрельниковой.
Пение с сопровождением и без
сопровождения музыкального
инструмента.
всего
теория
практ
ика
1
0,5
0,5
вопросы,
беседа
5
1
4
беседа
4
3
1
1
3
2
10
2
8
5
1
3
2
2
6.
7.
8.
9.
10.
Вокальные упражнения.
Артикуляционный аппарат.
Речевые игры и упражнения.
Дыхание, опора дыхания.
Итоговое занятие (Модуль «Поем
правильно»)
6
2
4
3
2
1
1
1
1
11.
Вводное занятие (Модуль
«Вокальный теоретик»)
Основы музыкальной грамоты
Развитие музыкального слуха,
музыкальной памяти, чувства ритма
1
0,5
0,5
2
4
1
1
1
3
12.
13.
Формы
контроля,
аттестации
контрольное
занятие
наблюдение,
выступление
на
тематически
х
праздниках
педагогическ
ое
наблюдение,
выступление
на
утреннике
14.
Итоговое занятие (Модуль
«Вокальный теоретик)
Вводное занятие Модуль «Учимся
выступать красиво»
Произведениями современных
композиторов.
2
1
1
контрольное
занятие
2
1
1
беседа
4
1
3
педагогическ
ое
наблюдение,
беседа
17.
18.
Элементы хореографии
Путь к успеху
6
4
1
1
5
3
19.
Итоговое Модуль «Учимся
выступать красиво»
Репетиции
Всего часов
3
1
2
4
1
3
72 час
1 час
15.
16.
20.
1.
2.
Летний период с 1.06 по
30.06.2025 года
Репетиции
Концертноисполнительская деятельность
Всего часов:
С о д е р ж а н и е
4 часа
4 часа
8
часов
4
4
1
час
выступление
на
утреннике
контрольное
занятие
концерт
отчетный
концерт
7
час
п р о г р а м м ы
1 год обучения
1. Вводное занятие.
Задачи кружка «Эстрадный вокал».
Оборудование рабочего места.
Необходимые принадлежности и материал для работы.
Правила техники безопасности.
2. Пение как вид музыкальной деятельности
Теория. Закрепление навыков певческой установки.
Практика. Пение в положении «сидя» и «стоя». Положение ног и рук при пении. Контроль за
певческой установкой в процессе пения.
3. Вокально-певческая установка
Теория. Певческая установка в различных ситуациях сценического действия. Певческая
установка и пластические движения: правила и соотношение.
Практика. Пение с пластическими движениями в положении «сидя» и «стоя». Максимальное
сохранение певческой установки при хореографических движениях (элементах) в медленных
и средних темпах. Соотношение пения с мимикой лица и пантомимой.
4. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.
Теория. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и
носоглотки.
Практика. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка»,
«Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».
5. Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента
Теория. Специальные приѐмы работы над навыками мелодического и гармонического строя
при пении.
Практика. Работа над чистотой интонирования в произведениях с сопровождением и без
сопровождения музыкального инструмента (фортепиано, фонограмма). Работа над развитием
вокального, мелодического и гармонического слуха. Слуховой контроль над интонированием.
6. Вокальные упражнения
Теория. Фонетический метод обучения пению в процессе закрепления певческих навыков у
учащихся.
Практика. закрепление певческих навыков у детей: мягкой атаки звука; звуковедение legato и
non legato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону их «округления»;
свободное движение артикуляционного аппарата; естественного входа и постепенного
удлинения выдоха – в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой
лица.Работа по уси усилению резонирования звука при условии исключения форсирования
звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу.
Упражнения второго уровня.
7. Артикуляционной аппарат
Теория. Гласные и согласные звуки в пении и речи. Резонирование звука.
Практика. Исполнение вокальных упражнений, скороговорок и музыкальных произведений
для закрепления навыка.
8. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа)
Практика. Вокально-интонационные упражнения. Изучение певческого материала.
9. Дыхание. Опора дыхания
Практика. Упражнения, тренирующие дозирование «вдоха» и удлинѐнного выдоха.
Воспитание чувства «опоры» звука на дыхании в процессе пения. Специальные дыхательные
упражнения (шумовые и озвученные). Пение с паузами и формированием звука.
10. Итоговое занятие
Практика. Подведение итогов. Итоговые тестирования. Самоанализ
итоговых выступлений. Характеристика успешности каждого обучающегося.
11. Вводное занятие (Модуль «Вокальный теоретик)
Теория. Введение в курс обучения.
Практика. Вокально-интонационные упражнения. Изучение певческого материала.
12. Основы музыкальной грамоты
Теория. Название звуков.
Практика. Упражнения на высоту звука с использованием игрового приема, сопровождение
пения движением руки вверх, вниз.
13. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти. Развитие чувства ритма
Теория. Точное ощущение метра. Темп – степень быстроты исполнения музыкального
произведения.
Практика. Вокально-интонационные и ритмические упражнения.
Пение звукоряда (до первой октавы - до второй октавы) с названием и без названия звуков.
Отличие песен мажорных от минорных. Сознательное исполнение звуков различной
длительности. Различие ударных и безударных долей такта. Использование упражнений по
выработке точного воспроизведения мелодии, восприятия созвучий, для улучшения чистоты
интонирования на одном звуке, на слог «лю», на группу слогов ля, ле, лю.
Практические упражнения по видам движения мелодии (постепенное, «змейкой»,
скачкообразное).
14. Итоговое занятие
Практика. Подведение итогов. Итоговые тестирования. Самоанализ итоговых выступлений.
Характеристика успешности каждого обучающегося.
1 5. Вводное занятие (Модуль «Учимся выступать красиво»)
Теория. Введение в курс обучения. Знакомство с репертуаром.
Практика. Вокально-интонационные и ритмические упражнения.
16. Произведения современных отечественных композиторов
Практика. Вокально-интонационные и ритмические упражнения. Пение в сочетании с
пластическими движениями и элементами актерской игры.
17. Элементы хореографии
Практика. Вокально-интонационные и ритмические упражнения. Разучивание движений для
передачи образа песни.
18. Путь к успеху
Теория. Значение вокального слуха, способность слышать достоинства и недостатки звучания
голоса; анализ качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы.
Практика. Вокально-интонационные упражнения.
19. Итоговое занятие
Практика. Подведение итогов за полугодие и год. Итоговые тестирования. Самоанализ
итоговых выступлений. Характеристика успешности каждого воспитанника.
20. Репетиции
Практика. Подготовка выступлений для фестивалей, концертов, конкурсов
21. Концертно-исполнительская деятельность
Практика. Выступления вокального ансамбля.
Методическое обеспечение программы
I год обучения
1 Раздел «Эстрадный вокал».
Методы обучения:
Стилевой подход: широко применяется в программе, нацелена на постепенное
формирование у детей осознанного стилевого восприятия вокального произведения.
Творческий метод: используется в данной программе как важнейший художественнопедагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее
практического воплощения.
Системный подход: направлен на достижение целостности и единства всех
составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды
концертной деятельности.
Метод импровизации и сценического движения: это один из основной производной
программы.
Календарный учебный график работы кружка
«Эстрадный вокал»
№
п\п
1.
2.
Тема занятия
Вводное занятие.
Введение в курс
обучения. (Модуль
«Поем правильно» )
Техника безопасности
Пение как вид
музыкальной
деятельности.
3.
Вокально-певческая
установка.
4.
Упражнение на
дыхание по методике
А.Н.Стрельниковой
Дата
проведени
я
03.09.2024.
Количество часов
теорит
практич
Форма
занятия
Форма
контроля
беседа
опрос
0,5
0,5
05.09.2024
10.09.2024
12.09.2024
17.09.2024
19.09.2024
24.09.2024
26.09.2024
01.10.2024
03.10.2024
1
4
музыкально наблюдение,
беседа
дидактичес
кие игры
1
3
08.10.2024
10.10.2024
15.10.2024
1
2
прослушив
ание
детских
голосов.
совместное
пение
музыкально
дидактичес
кие игры
указания,
прослушива
ние.
наблюдение,
беседа
5.
Пение с
сопровождением и без
сопровождения
музыкального
инструмента
6.
Вокальные
упражнения
7.
Артикуляционный
аппарат
Речевые игры и
упражнения
8.
17.10.2024
22.10.2024
24.10.2024
29.10.2024
31.10.2024
05.11.2024
07.11.2024
12.11.2024
14.11.2024
19.11.2024
21.11.2024
26.11.2024
28.11.2024
03.12.2024
05.12.2024
10.12.2024
12.12.2024
17.12.2024
19.12.2024
24.12.2024
26.12.2024
31.12.2024
09.01.2025
14.01.2025
16.01.2025
2
8
музыкально
дидактичес
кие игры,
музыкальн
ые
упражнени
я
выступлени
е на
тематическ
их
праздниках
1
5
игры с
пением
распевка
1
1
ритмически
е игры
Указания,
наблюдение
1
3
эксперемен
тирование
со звуками
ритмически
е игры
1
3
распевка,
музыкально
-сюжетная
игра
музыкально
дидактичес
кие игры,
вокальные
упражнения
.
выступлени
е на
тематическ
их
праздниках
распевка
9.
Дыхание, опора
дыхания
10.
Итоговое занятие
(Модуль «Поѐм
правильно)
21.01.2025
23.01.2025
11.
Вводное занятие
(Модуль «Вокальный
теоретик»)
Основы музыкальной
грамоты
28.01.2025
0,5
0,5
30.01.2025
04.02.2025
1
1
попевка
13.
Развитие
музыкального слуха,
музыкальной памяти,
чувства ритма.
06.02.2025
11.02.2025
13.02.2025
18.02.2025
1
3
14.
Итоговое занятие
(Модуль «Вокальный
теоретик).
20.02.2025
25.02.2025
1
1
совместное указания,
наблюдение
и
индивидуал
ьное
музыкально
е
исполнение
музыкальн показ
ые игрыфантазиров
ания
12.
попевка
2
ритмически
е игры
наблюдение
ритмически
е игры
15.
16.
17.
Вводное занятие
Модуль «Учимся
выступать красиво».
Знакомство с
произведениями
современных
отечественных
композиторов.
Элементы
хореографии.
27.02.2025
04.03.2025
1
1
музыкальна
я сюжетная
игра
Указания
06.03.2025
11.03.2025
13.03.2025
18.03.2025
1
3
эксперемен
тирование
со звуками
музыкально
дидактичес
кие игры
20.03.2025
25.03.2025
27.03.2025
01.04.2025
03.04.2025
08.04.2025
10.04.2025
15.04.2025
17.04.2025
22.04.2025
1
5
индивидуал
ьное
исполнение
наблюдение
1
3
Беседа
1
2
сюжетнопроблемны
е ситуации
или
ситуации с
ролевым
взаимодейс
твием
совместное
и
индивидуал
ьное
музыкально
е
исполнение
совместное
и
индивидуал
ьное
музыкально
е
исполнение
18.
Путь к успеху.
19.
Итоговое Модуль
«Учимся выступать
красиво».
24.04.2025
29.04.2025
08.05.2025
20.
Репетиции.
13.05.2025
20.05.2025
22.05.2025
29.05.2025
всего
№
п\
п
1.
72 часа
4
18 часов
Указания,
выступлени
е на
тематическ
их
праздниках
совместное
и
индивидуал
ьное
музыкально
е
исполнение
54 часа
Летний период с 1.06. по 30.06.2025 года
Тема занятия
Дата
Количество
Форма
проведен часов
занятия
ия
теорит практич
Репетиции.
02.06.2025
4
индивидуа
04.06.2025
льное и
09.06.2025
групповое
Форма
контроля
наблюдени
е
11.02.2025
2.
Концертноисполнительская деят
ельность
Всего часов:
16.06.2025
18.06.2025
23.06.2025
30.06.2025
4
8 часов
4 час
музыкальн
ое
исполнени
е
индивидуа
льное и
групповое
музыкальн
ое
исполнени
е
отчѐтный
концерт
индивидуа
льное
исполнени
е
Календарный план мероприятий по воспитательной работе
в кружке «Эстрадный вокал» на 2024-2025 учебный год
№
п/п
дата
воспитательное событие
1
3 сентября
2
5, 10, 12,
17, 19
сентября
3
24,26
сентября.
1, 3
октября.
Вводное занятие.
Введение в курс
обучения. (Модуль
«Поем правильно»
)Техника
безопасности.
Пение как вид
музыкальной
деятельности
Вокально-певческая
установка.
4
8,10, 15
октября.
Упражнения на
дыхание по
методике А.Н.
Стрельниковой.
5
17,22, 24,
29, 31
октября.
5, 7,12, 14,
19 ноября.
Пение с
сопровождением и
без сопровождения
музыкального
инструмента.
6
21. 26, 28
ноября.
3, 5, 10
декабря.
Вокальные
упражнения
7
12, 17
Артикуляционной
содержание мероприятий
Вспомнить с детьми
правила техники
безопасности.
Закрепление навыков
певческой установки.
Певческая установка в
различных ситуациях
сценического
действия. Певческая установка
и пластические движения:
правила и соотношение.
Тренировка легочной ткани,
диафрагмы («дыхательный
мускул»), мышц гортани и
носоглотки.
Специальные приѐмы работы
над навыками мелодического
и гармонического строя при
пении.
Фонетический метод обучения
пению в процессе закрепления
певческих навыков у
учащихся.
Гласные и согласные звуки в
ответственный
Шаповалова
Т.В.
декабря.
аппарат
8
19,24, 26,
31 декабря.
9
9,14,16
января.
Речевые игры и
упражнения (по
принципу
педагогической
концепции Карла
Орфа).
Дыхание. Опора
дыхания.
10
21,23
января.
Итоговое занятие.
11
28 января.
12
30 января,
4 февраля.
Вводное занятие
(Модуль
«Вокальный
теоретик)
Основы
музыкальной
грамоты.
13
6,11,13,18
февраля.
14
20,25
февраля.
15
27
февраля.
4 марта.
6, 11, 13,
18 марта.
16
17
20,25, 27
марта.
1,3,8
апреля.
Развитие
музыкального слуха,
музыкальной
памяти. Развитие
чувства ритма.
Итоговое занятие.
Вводное занятие
(Модуль «Учимся
выступать красиво»)
Знакомство с
произведениями
современных
отечественных
композиторов.
Элементы
хореографии.
пении и речи. Резонирование
звука.
Вокально-интонационные
упражнения. Изучение
певческого материала.
Упражнения, тренирующие
дозирование «вдоха» и
удлинѐнного выдоха.
Воспитание чувства «опоры»
звука на дыхании в процессе
пения. Специальные
дыхательные упражнения
(шумовые и озвученные).
Пение с паузами и
формированием звука.
Подведение итогов. Итоговые
тестирования. Самоанализ
итоговых выступлений.
Характеристика успешности
каждого обучающегося.
Введение в курс обучения.
Упражнения на высоту звука с
использованием игрового
приема, сопровождение пения
движением руки вверх, вниз.
Точное ощущение метра. Темп
– степень быстроты
исполнения музыкального
произведения.
Подведение итогов. Итоговые
тестирования. Самоанализ
итоговых выступлений.
Характеристика успешности
каждого обучающегося.
Введение в курс обучения.
Знакомство с репертуаром.
Вокально-интонационные и
ритмические упражнения.
Пение в сочетании с
пластическими движениями и
элементами актерской игры.
Вокально-интонационные и
ритмические упражнения.
Разучивание движений для
передачи образа песни.
18
10,15,17,22
апреля.
Путь к успеху.
19
24,29
апреля,
8 мая.
Итоговое занятие.
20
13, 20, 22,
29 мая.
Репетиции.
Значение вокального слуха,
способность слышать
достоинства и недостатки
звучания голоса; анализ
качество пения, как
профессиональных
исполнителей, так и своей
группы.
Подведение итогов за
полугодие и год. Итоговые
тестирования. Самоанализ
итоговых выступлений.
Характеристика успешности
каждого воспитанника.
Подготовка выступлений для
фестивалей, концертов,
конкурсов.
Перечень дидактических материалов
№п\п
1.
2.
3.
4.
1.
2.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
Наименование элементов перечня
Оборудование
Помещения с инструментами (фортепиано), музыкальный зал.
Музыкальный центр, ноутбук, фонограммы.
Учебно-практическое оборудование: фортепиано, мольберт с
магнитной поверхностью и набором приспособлений для
крепления демонстрационного материала.
Мультимедийная аппаратура.
Раздаточный материал:
Комплект детских музыкальных инструментов.
Костюмы для выступлений.
Наглядные пособия:
Авторские методические разработки технологических приемов.
Музыкально-дидактический материал: доска учебная с нотным
станом.
Объяснительно-иллюстративный материал: схемы, таблицы,
наглядные пособия.
Нотная библиотека.
Дидактические материалы:
Методическая литература.
Подборка информационной и справочной литературы.
Подбор дидактических игр.
Диагностический инструментарий.
Литература:
Адрианова Г.А. Развитие певческого голоса. М., 2000.
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта»
М.2002.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития
детского голоса. – М., 2007.
Венгрус Л.А. Начальное интенсивное пение. – СПб: Музыка, 2000.
Давыдова М. А. «Уроки музыки» м. 2008.
Домогацкая И.Е. Первые уроки музыки: Учебное пособие для
подготовительных классов детских музыкальных школ и школ
искусств. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003. – 142
с.
Емельянов В. Учебное пособие «Фонопедический метод развития
голоса» - видеоприложение к книге «Развитие голоса. Координация
и тренинг». С.-П., 1997.
Исаева И.О. Уроки пения. – «Русич» 2009г.
Кукушкин В.С. «Музыка, архитектура и изобразительное
искусство». М.2005.
Мануйлова Н. «Музыкальный календарь» Ейск. 2005.
Попов В.С., Халабузарь П.В., Иодко М.Р. Хоровой класс / Сборник
примерных образовательных программ для педагогов
дополнительного образования по инструментальной музыке и
вокальному искусству. Вып. 40., Ч.1. / Под общ.ред. Минько Н.Г. –
М., 2004. (Библиотечка педагога доп. образования).
Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению.
М., 1992.
Факун Ф., А. Шершунов «Розовый слон» М.,2002.
Школяр Л. В., М. С. Красильникова, Е.Д.Критская, В.О.Усачева,
В.В. Медушевский, В.А.Школяр. «Теория и методика музыкального
образования детей» М., 1998.
Элементарное музыкальное воспитание по системе К. Орфа.
М.,1978.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в
Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020
№ 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся») (далее– 273ФЗ);
2. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
3.Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р г.Москва)
4. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей»;
5. СанПин от 30 июня 2020 года 3.1/2.4.3598-20 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID-19)"
6.Об утверждении Порядка организации в осуществлении образовательной
деятельности по дополнительным образовательным программам. Приказ №
629 от 27 июля 2022 года Министерства просвещения России.
7. Устав МБДОУ детский сад №2 «Белочка».
8. Адрианова Г.А. Развитие певческого голоса. М., 2000.
9. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта» М.2002.
10. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса.
– М., 2007.
11. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное пение. – СПб: Музыка, 2000.
12. Давыдова М. А. «Уроки музыки» м. 2008.
13. Домогацкая И.Е. Первые уроки музыки: Учебное пособие для
подготовительных классов детских музыкальных школ и школ искусств. – М.:
ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003. – 142 с.
14. Емельянов В. Учебное пособие «Фонопедический метод развития голоса» видеоприложение к книге «Развитие голоса. Координация и тренинг». С.-П.,
1997.
15. Исаева И.О. Уроки пения. – «Русич» 2009г
16. Кукушкин В.С. «Музыка, архитектура и изобразительное искусство».
М.2005.
17. Мануйлова Н. «Музыкальный календарь» Ейск. 2005
18. Попов В.С., Халабузарь П.В., Иодко М.Р. Хоровой класс / Сборник
примерных образовательных программ для педагогов дополнительного
образования по инструментальной музыке и вокальному искусству. Вып. 40.,
Ч.1. / Под общ.ред. Минько Н.Г. – М., 2004. (Библиотечка педагога доп.
образования)
19. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.,
1992.
20. Факун Ф., А. Шершунов «Розовый слон» М.,2002.
21. Школяр Л. В., М. С. Красильникова, Е.Д.Критская, В.О.Усачева, В.В.
Медушевский, В.А.Школяр. «Теория и методика музыкального образования
детей» М., 1998
22. Элементарное музыкальное воспитание по системе К. Орфа. М.,1978