Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Эстрадный вокал

Пояснительная записка
Человек при рождении получает уникальный дар - голос. Голос
является средством общения человека. Голос это самый хрупкий
музыкальный инструмент, управлять которым, демонстрировать его
природную красоту, поддерживать его в рабочем состоянии, по силам не
каждому. Обучение по программе Эстрадный вокал поможет детям
управлять своим голосом, выступать публично с концертной эстрады,
овладеть элементарными сценическими умениями и навыками, уметь
работать с микрофоном. Пение способствует формированию общей
культуры личности: развивает наблюдательность, познавательные
способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления,
фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах
творческой певческой деятельности; учит анализировать музыкальные
произведения;
воспитывает
чувство
патриотизма,
сочувствия,
отзывчивости, доброты. Занятия эстрадным пением способствует
развитию таких качеств как целеустремленность, ответственность,
умение до конца довести начатое дело. Всякая деятельность детей и
подростков осуществляется успешно тогда, когда ее результат имеет
общественную пользу и значимость.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Эстрадный вокал» имеет
художественную направленность и
разработана для детей 5-7 лет.
Программа направлена на создание условий для повышения уровня
общей художественной культуры дошкольников, развития способностей
в области музыкального искусства и реализации их в творческой
деятельности.

Направленность – художественная
Адресат программы дети 5 –7 лет
Актуальность программы. Воспитание детей на вокальных
традициях является одним из важнейших средств нравственного и
эстетического воспитания подрастающего поколения.
Песня, а также современная песня – это эффективная форма работы с
детьми дошкольного возраста. Вокально-хоровая работа пробуждает
интерес к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на
симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру. Без должной
вокально-хоровой подготовки невозможно оценить вокальную культуру,
проникнуться любовью к вокальной и хоровой музыке.
«Искусство пения всегда было, есть и будет неотъемлемой частью
отечественной и мировой культуры, незаменимым, веками проверенным
фактором формирования духовного, творческого потенциала общества,
несмотря ни на какие потрясения, переживаемые нашим государством.
Искусство хорового пения в период духовного пробуждения и
возрождения нашего общества призвано сыграть серьезную роль в
организации и реорганизации музыкального образования и воспитания
подрастающего поколения» (Венгрус Л. А.). Именно поэтому данную
программу, направленную на воспитание и развитие личности ребенка

средствами вокального искусства, можно считать актуальной и
востребованной.

Отличительные особенности заключаются в том, что программа
является применение конвергентного подхода: слушание музыки,
вокально-хоровая работа, пластическое интонирование и импровизация,
игра на шумовых и музыкальных инструментах, музыкальнодидактические игры.
Программа опирается на предшествующий опыт русских музыкантов и
педагогов (М. И. Глинка, А. Е. Варламов, А. М. Маслов, Н. Дилецкий и
др.), а также на достижения современных педагогов-хормейстеров (В. Г.
Соколов, В. С. Попов, Т. А. Жданова, Г. П. Стулова и др.), благодаря
которому становится возможным решение задач и достижение
поставленных целей данной программы.

Новизна программы – состоит в том, что при еѐ реализации большое
внимание уделяется постановке детского голоса (речевого и
певческого), использованию определенных принципов, методов и
приемов в обучении, способствующих более успешной постановке
детского голоса ребенка, так как это необходимое условие для
полноценного развития вокальных данных ребенка.

Педагогическая целесообразность программы
Педагогическая
целесообразность
выбранного
направления
заключается в том, что дети вовлекаются в трудовую и учебную
деятельность очень схожую с игровой, которая еще недавно была
ведущей, и поэтому оказывает большое влияние на всестороннее
развитие ребенка.
Для эффективного процесса обучения и воспитания, стремления к
самостоятельной практической деятельности детей в данной программе
используются
основные формы обучения:

занятие-беседа – проводится в начале или в конце изучения курса
или раздела;

комбинированные занятия – проводятся по плану, сочетание
теории и практики (сообщение новых сведений, слушание записейобразцов, пение учебно-тренировочного материала);

практические занятия - индивидуальные или групповые формы
работы над
песенным репертуаром;

публичные выступления-концерты.
Разнообразие методов учебного и воспитательного процессов позволяют
делать работу с обучающимися более разнообразной, эмоционально и
информационно насыщенной. Предлагается много разнообразных форм
для проявления активности, самостоятельности и раскрытия своего
творческого потенциала.

Уровень освоения программы – ознакомительный.
Цель программы – создание условий для повышения уровня общей
художественной культуры дошкольников, развития способностей в
области музыкального искусства и реализации их в творческой
деятельности.
Основными задачами программы являются:
Образовательные:
1. Овладеть основами голосообразования, т.е. работать над постановкой
голоса обучающегося.
2. Способствовать формированию навыков и умений для исполнения
простых музыкальных произведений.
3. Дать обучающимся основы теоретических знаний (музыкальной
грамоты), сценической культуры.
Развивающие:
1. Формировать певческую установку обучающихся, содействовать
раскрытию творческого потенциала детей, учитывая природные задатки
и склонности (музыкальные слух и память, навыки певческой
эмоциональности, выразительности).
2. Развивать вокальную артикуляцию, певческое дыхание.
3. Укреплять здоровье детей путем развития и тренировки органов
дыхания.
4. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к
окружающему миру.
5. Оказать влияние на развитие коммуникативных сфер, волевых и
эмоциональных качеств обучающихся.
Воспитательные задачи:
1. Формировать устойчивый интерес обучающихся к пению, вокальному
искусству.
2. Сформировать потребности в общении с музыкой.
3. Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности.
Побуждать к воспитанию культуры общения, а также нравственных
качеств личности.
Объем и сроки освоения программы
Программа «Эстрадный вокал» рассчитана на 1 год обучения и
предназначена для детей 5-7 лет.
В кружке должно заниматься не более 15 человек.
Срок реализации программы 1 год. 36 недель , 9 месяцев
Объем реализуемой программы – 72 часа. 2 часа в неделю

С 1.06.2025 г по 30.06.2025 года в летний период провидятся с
детьми 8 занятий по 30 минут
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Продолжительность занятий 30 минут при наличии сменной игровой
деятельности, включения динамических пауз (5-8 минут).
Занятия включают теоретическую подготовку и практику. Большая часть
занятий отводится на практическую работу детей.
Язык реализации программы – русский.
Форма обучения – очная.
Занятия в кружке не должны копировать уроки. Беседы могут
занимать 5-10 минут. Это должны быть рассказы, дискуссии самих
обучающихся. Беседы должны иметь характер контрольного опроса. Для
контрольного опроса можно применять «карточки – задания», ответы на
которые должны быть краткими и понятными.
Такая система обучения и воспитания вселяет в воспитанников на
каждом этапе обучения ощутить чувство внутреннего удовлетворения и
добиться определенных результатов.
Для эффективного процесса обучения и воспитания, стремления с
самостоятельной практической деятельности детей в данной программе
используются основные формы обучения:

занятие-беседа – проводится в начале или в конце изучения курса
или раздела;

комбинированные занятия – проводятся по плану, сочетание
теории и практики (сообщение новых сведений, слушание записейобразцов, пение учебно-тренировочного материала);

практические занятия - индивидуальные или групповые формы
работы над
песенным репертуаром;

публичные выступления-концерты.
Разнообразие методов учебного и воспитательного процессов позволяют
делать работу с обучающимися более разнообразной, эмоционально и
информационно насыщенной. Предлагается много разнообразных форм
для проявления активности, самостоятельности и раскрытия своего
творческого потенциала.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром
иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением
темы. По каждому блоку предполагаются познавательные и ролевые
игры, конкурсы. Постоянный поиск новых форм и методов организации
учебного и воспитательного процессов позволяет делать работу с детьми
разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Для реализации программы на занятиях используются следующие
педагогические методы обучения:
При обучении детей пению используются следующие методы:

Беседа (изложение теоретических сведений, которые иллюстрируются
поэтическими и музыкальными приемами, наглядными пособиями,
презентациями, видеоматериалами).
Словесные методы (рассказ, беседа, показ, объяснение);
Методы организации и стимулирования музыкальной деятельности
(метод игровых ситуаций, упражнение);
1.
Методы вокальной работы с детьми (концентрический метод М.И.
Глинки, фонетический метод, метод мысленного пения и др.).
2.
Практические занятия (освоение музыкальной грамоты,
разучивание песни современных композиторов).
3.
Занятие-постановка, репетиция (отрабатываются концертные
номера, развиваются актерские способности детей).
4.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт
(проводятся для самих детей, педагогов, гостей).
5.
Выездное занятие – посещение праздников, конкурсов, фестивалей.
6.
Наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, репродуктивный методы.
7.
Фонопедический метод (общеоздоровительная и профилактическая
функция).
Каждый метод представляет собой систему приемов, направленных на
достижение наилучших результатов в обучении пению. К основным
приемам обучения пению относятся следующие: дыхательная
гимнастика, артикуляционная гимнастика, пение без сопровождения,
пение закрытым ртом, вокализация, речевая декламация и т.д.
В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого
подхода, творчества, системного подхода, импровизации и
сценического движения:
1.
Стилевой подход: широко применяется в программе, нацелена на
постепенное формирование у детей осознанного стилевого восприятия
вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения,
вокальных характеристик произведений.
2.
Творческий метод: используется в данной программе как
важнейший художественно-педагогический метод, определяющий
качественно-результативный показатель ее практического воплощения.
Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникальное
присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет
себя во всех формах художественной деятельности, в первую очередь в
сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально-сценической
театрализации. В связи с этим, в творчестве и деятельности учителя и
члена вокально-хорового коллектива проявляется неповторимость и
оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные
склонности, особенности мышления и фантазии.
3.
Системный подход: направлен на достижение целостности и
единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика,
вокальный материал, виды концертной деятельности. кроме того,
системный подход позволяет координировать соотношение частей целого
(в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с
содержанием всей программы). использование системного подхода
допускает взаимодействие одной системы с другими.
4.
Метод импровизации и сценического движения: это один из
основной производной программы. Требования времени – умение
держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального

произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все
это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене,
сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое
соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода
позволяет поднять исполнительское мастерство на новый
профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за
голосом, но и телом.
Критерии и показатели результатов программы:
Образовательный:
 формирование устойчивого интереса к пению, эмоциональноценностное отношение к музыкальному искусству
Социологический:
 Умение строить отношения в коллективе;
 Уровень развития коллектива
Индивидуально-личностные:

формирование устойчивого предпочтения в области эстетически
ценных произведений искусства;

наличие у обучающегося интереса к культуре и истории своего
народа, родной страны;

стремление к лучшему выполнению творческой работы;

умение осознавать свои трудности, стремиться к их преодолению,
адекватное понимание причин успешности и неуспешности творческой
деятельности;

формирование таких качеств, как настойчивость, воля, умение
доводить начатое дело до конца;
Воспитанности:

использование приобретенных навыков в практической
деятельности для самостоятельной творческой деятельности, воспитание
творческой активности, развитие инициативы.
Психологического комфорта:





степень оптимизма, защищенности, уверенности;
эмоциональное состояние;
межличностные отношения;
социальное благополучие.

Предполагаемы результаты:
Образовательный блок:

К концу года дети будут знать:
1. Общие понятия о певческой установке, дыхании, «цепном дыхании»,
дикции и артикуляции; правильно пользоваться певческим дыханием;
2. Выразительно и эмоционально исполнять музыкальные произведения.
3. Основные приемы звуковедения. необходимый теоретический
материал (устройство голосового аппарата). общие понятия о певческой
установке, голосовом аппарате, о дыхании, «цепном дыхании»,
дирижерском жесте, дикции и артикуляции.
4. Знать, что такое правильная установка корпуса при пении сидя и
стоя;
5. Основные приемы звуковедения.
К концу года дети будут уметь:
1. Использовать полученные знания для активизации своей творческой
активности. правильно пользоваться певческим дыханием.
2. Уметь правильно пользоваться певческим дыханием.
3. Выразительно и эмоционально исполнять музыкальные произведения.
4. Грамотно пользоваться певческим дыханием.
5. Выразительно и эмоционально исполнять музыкальные произведения.
Развивающий блок:
К концу года дети будут уметь:
1. Чисто интонировать мелодию в унисоне на 2-3 тона;
2. Самостоятельного исполнять несложные распевки и песни.
3. Грамотного исполнения несложных распевок и песен.
4. Чисто интонировать мелодию в унисон на 3-5 тонов;
5. Самостоятельного выразительного исполнения несложных
музыкальных произведений.

Сводный учебный план
№
п\п

Количество часов
Наименование раздела, тема
1-й год

1.

Вводные занятия.

2.

Пение.

17 часов

3.

Итоговые занятия.

7 часов.

4.

Репетиции.

8 часов.

4 часа

5.

Хореография.

6.

Различные упражнения.

7.

Концертно – исполнительская
деятельность.
Знакомство с произведениями
композиторов.
Прочее.

8.
9.

6 часов.
13 часов.
4 часа.
4 часа.
9 часов.

ВСЕГО часов

72

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/п

1.

2.
3.
4.
5.

Количество занятий

Тема занятий

Вводное занятие. Введение в курс
обучения. (Модуль «Поем
правильно» ) Техника безопасности
Пение как вид музыкальной
деятельности.
Вокально-певческая установка.
Упражнения на дыхание по методике
А.Н. Стрельниковой.
Пение с сопровождением и без
сопровождения музыкального
инструмента.

всего

теория

практ
ика

1

0,5

0,5

вопросы,
беседа

5

1

4

беседа

4
3

1
1

3
2

10

2

8

5
1
3
2
2

6.
7.
8.
9.
10.

Вокальные упражнения.
Артикуляционный аппарат.
Речевые игры и упражнения.
Дыхание, опора дыхания.
Итоговое занятие (Модуль «Поем
правильно»)

6
2
4
3
2

1
1
1
1

11.

Вводное занятие (Модуль
«Вокальный теоретик»)
Основы музыкальной грамоты
Развитие музыкального слуха,
музыкальной памяти, чувства ритма

1

0,5

0,5

2
4

1
1

1
3

12.
13.

Формы
контроля,
аттестации

контрольное
занятие
наблюдение,
выступление
на
тематически
х
праздниках

педагогическ
ое
наблюдение,
выступление
на
утреннике

14.

Итоговое занятие (Модуль
«Вокальный теоретик)
Вводное занятие Модуль «Учимся
выступать красиво»
Произведениями современных
композиторов.

2

1

1

контрольное
занятие

2

1

1

беседа

4

1

3

педагогическ
ое
наблюдение,
беседа

17.
18.

Элементы хореографии
Путь к успеху

6
4

1
1

5
3

19.

Итоговое Модуль «Учимся
выступать красиво»
Репетиции
Всего часов

3

1

2

4

1

3

72 час

1 час

15.
16.

20.

1.
2.

выступление
на
утреннике
контрольное
занятие
концерт

Летний период с 1.06 по
30.06.2025 года
Репетиции
Концертноисполнительская деятельность
Всего часов:

4 часа
4 часа

С о д е р ж а н и е

п р о г р а м м ы

8
часов

4
4
1
час

отчетный
концерт

7
час

1 год обучения
1. Вводное занятие.
 Задачи кружка «Эстрадный вокал».
 Оборудование рабочего места.
 Необходимые принадлежности и материал для работы.
 Правила техники безопасности.
2. Пение как вид музыкальной деятельности
Теория. Закрепление навыков певческой установки.
Практика. Пение в положении «сидя» и «стоя». Положение ног и рук при пении.
Контроль за певческой установкой в процессе пения.
3. Вокально-певческая установка
Теория. Певческая установка в различных ситуациях сценического действия. Певческая
установка и пластические движения: правила и соотношение.
Практика. Пение с пластическими движениями в положении «сидя» и «стоя».
Максимальное сохранение певческой установки при хореографических движениях
(элементах) в медленных и средних темпах. Соотношение пения с мимикой лица и
пантомимой.
4. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

Теория. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц
гортани и носоглотки.
Практика. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка»,
«Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».
5. Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента
Теория. Специальные приѐмы работы над навыками мелодического и гармонического
строя при пении.
Практика. Работа над чистотой интонирования в произведениях с сопровождением и
без сопровождения музыкального инструмента (фортепиано, фонограмма). Работа над
развитием вокального, мелодического и гармонического слуха. Слуховой контроль над
интонированием.
6. Вокальные упражнения
Теория. Фонетический метод обучения пению в процессе закрепления певческих
навыков у учащихся.
Практика. закрепление певческих навыков у детей: мягкой атаки звука; звуковедение
legato и non legato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону их
«округления»; свободное движение артикуляционного аппарата; естественного входа и
постепенного удлинения выдоха – в сочетании с элементарными пластическими
движениями и мимикой лица.Работа по уси усилению резонирования звука при
условии исключения форсирования звука. Метод аналитического показа с ответным
подражанием услышанному образцу. Упражнения второго уровня.
7. Артикуляционной аппарат
Теория. Гласные и согласные звуки в пении и речи. Резонирование звука.
Практика. Исполнение вокальных упражнений, скороговорок и музыкальных
произведений для закрепления навыка.
8. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла
Орфа)
Практика. Вокально-интонационные упражнения. Изучение певческого материала.
9. Дыхание. Опора дыхания
Практика. Упражнения, тренирующие дозирование «вдоха» и удлинѐнного выдоха.
Воспитание чувства «опоры» звука на дыхании в процессе пения. Специальные
дыхательные упражнения (шумовые и озвученные). Пение с паузами и формированием
звука.
10. Итоговое занятие
Практика. Подведение итогов. Итоговые тестирования. Самоанализ
итоговых выступлений. Характеристика успешности каждого обучающегося.
11. Вводное занятие (Модуль «Вокальный теоретик)
Теория. Введение в курс обучения.
Практика. Вокально-интонационные упражнения. Изучение певческого материала.
12. Основы музыкальной грамоты
Теория. Название звуков.

Практика. Упражнения на высоту звука с использованием игрового приема,
сопровождение пения движением руки вверх, вниз.
13. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти. Развитие чувства ритма
Теория. Точное ощущение метра. Темп – степень быстроты исполнения музыкального
произведения.
Практика. Вокально-интонационные и ритмические упражнения.
Пение звукоряда (до первой октавы - до второй октавы) с названием и без названия
звуков. Отличие песен мажорных от минорных. Сознательное исполнение звуков
различной длительности. Различие ударных и безударных долей такта. Использование
упражнений по выработке точного воспроизведения мелодии, восприятия созвучий, для
улучшения чистоты интонирования на одном звуке, на слог «лю», на группу слогов ля,
ле, лю.
Практические упражнения по видам движения мелодии (постепенное, «змейкой»,
скачкообразное).
14. Итоговое занятие
Практика. Подведение итогов. Итоговые тестирования. Самоанализ итоговых
выступлений. Характеристика успешности каждого обучающегося.
1 5. Вводное занятие (Модуль «Учимся выступать красиво»)
Теория. Введение в курс обучения. Знакомство с репертуаром.
Практика. Вокально-интонационные и ритмические упражнения.
16. Произведения современных отечественных композиторов
Практика. Вокально-интонационные и ритмические упражнения. Пение в сочетании с
пластическими движениями и элементами актерской игры.
17. Элементы хореографии
Практика. Вокально-интонационные и ритмические упражнения. Разучивание
движений для передачи образа песни.
18. Путь к успеху
Теория. Значение вокального слуха, способность слышать достоинства и недостатки
звучания голоса; анализ качество пения, как профессиональных исполнителей, так и
своей группы.
Практика. Вокально-интонационные упражнения.
19. Итоговое занятие
Практика. Подведение итогов за полугодие и год. Итоговые тестирования. Самоанализ
итоговых выступлений. Характеристика успешности каждого воспитанника.
20. Репетиции
Практика. Подготовка выступлений для фестивалей, концертов, конкурсов
21. Концертно-исполнительская деятельность
Практика. Выступления вокального ансамбля.

Методическое обеспечение программы
I год обучения
1 Раздел «Эстрадный вокал».
 Методы обучения:
 Стилевой подход: широко применяется в программе, нацелена на постепенное
формирование у детей осознанного стилевого восприятия вокального
произведения.
 Творческий метод: используется в данной программе как важнейший
художественно-педагогический метод, определяющий качественнорезультативный показатель ее практического воплощения.
 Системный подход: направлен на достижение целостности и единства всех
составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал,
виды концертной деятельности.
 Метод импровизации и сценического движения: это один из основной
производной программы.

Оценочные материалы
Критерии оценки результативности определяются в соответствии с
реализуемой дополнительной программой «Волшебные бусинки». При
реализации программы используются четыре вида контроля: входящий,
текущий, промежуточный, итоговый.
Входящий контроль – это оценка начального уровня образовательных
возможностей детей при поступлении в кружок.
Текущий контроль – это оценка уровня и качества освоения тем и
разделов программы и личностных качеств обучающихся в кружке;
осуществляется на занятиях в течении всего учебного года.
Промежуточный контроль –это оценка уровня и качества освоения
детьми дополнительной образовательной программы по итогам полугодия
и учебного года. Осуществляется в декабре и мае каждого учебного года.
Итоговый контроль результативности освоения дополнительной
образовательной программы – это оценка уровня и качества освоения
детьми дополнительных образовательных программ по мере окончания
освоения дополнительной общеобразовательной программы. Итоговый
контроль осуществляется в апреле-мае в соответствии с графиком.
Формы контроля определены в соответствии с дополнительной
общеобразовательной программой. Формами контроля могут быть:
анкетирование, тестирование, беседа, опрос, участие в выставках и т.д.
Контроль позволяет выявить способности обучающихся и
скорректировать индивидуальную работу.
Объективный и систематический контроль учебной работы является
важнейшим средством управления образовательно-воспитательного
процесса.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
№
п\п

Наименование элементов перечня

Наглядные пособия:

1.
2.
3.

Авторские методические разработки технологических приемов.
Музыкально-дидактический материал: доска учебная с нотным станом.
Объяснительно-иллюстративный материал: схемы, таблицы, наглядные
пособия.
Нотная библиотека.

Дидактические материалы:
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

12.
13.
14.
15.

Методическая литература
Подборка информационной и справочной литературы
Подбор дидактических игр.
Диагностический инструментарий.
Литература:
Адрианова Г.А. Развитие певческого голоса. М., 2000.
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта» М.2002.
Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса.
– М., 2007.
Венгрус Л.А. Начальное интенсивное пение. – СПб: Музыка, 2000.
Давыдова М. А. «Уроки музыки» м. 2008.
Домогацкая И.Е. Первые уроки музыки: Учебное пособие для
подготовительных классов детских музыкальных школ и школ искусств. –
М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003. – 142 с.
Емельянов В. Учебное пособие «Фонопедический метод развития голоса» видеоприложение к книге «Развитие голоса. Координация и тренинг». С.П., 1997.
Исаева И.О. Уроки пения. – «Русич» 2009г.
Кукушкин В.С. «Музыка, архитектура и изобразительное искусство».
М.2005.
Мануйлова Н. «Музыкальный календарь» Ейск. 2005.
Попов В.С., Халабузарь П.В., Иодко М.Р. Хоровой класс / Сборник
примерных образовательных программ для педагогов дополнительного
образования по инструментальной музыке и вокальному искусству. Вып.
40., Ч.1. / Под общ.ред. Минько Н.Г. – М., 2004. (Библиотечка педагога
доп. образования).
Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.,
1992.
Факун Ф., А. Шершунов «Розовый слон» М.,2002.
Школяр Л. В., М. С. Красильникова, Е.Д.Критская, В.О.Усачева, В.В.
Медушевский, В.А.Школяр. «Теория и методика музыкального
образования детей» М., 1998.
Элементарное музыкальное воспитание по системе К. Орфа. М.,1978.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Материально – техническое обеспечение.
Оборудование.

1.
2.
3.
4.

Помещения с инструментами (фортепиано), музыкальный зал.
Музыкальный центр, ноутбук, фонограммы.
Учебно-практическое оборудование: фортепиано, мольберт с магнитной
поверхностью и набором приспособлений для крепления
демонстрационного материала.
Мультимедийная аппаратура.

Раздаточный материал:

1.
2.
3.

Комплект детских музыкальных инструментов
Костюмы для выступлений.

Кадровое обеспечение программы.

Реализацию
данной
программы
осуществляет
педагог
дополнительного образования, имеющий высшее образование
соответствующего
направления
и
отвечающий
квалификационным
требованиям,
указанным
в
квалификационных
справочниках,
и
профессиональном
стандарте педагога дополнительного образования детей и
взрослых.
Информационное обеспечение.
Нормативно-правовые документы














Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением правительства Российской
Федерации от 31 -марта 2022 года № 678-р;
Изменения, внесѐнные
в Концепцию развития дополнительного
образования детей до 2030 года, утверждѐнные распоряжением
Правительства Российской Федерации от 15 мая 2023 года №1230-р
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27июля 2022года года № 629 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
образовательным программам»
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской
Федерации от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении
санитарно-эпидемиологических
правил
СП
3.1/2.4.3598-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству,
содержанию и организации работы образовательных организаций и
других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в
условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID19)» (с изменениями на 21 марта 2022 года).
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов
среды
обитания»
(утв.
Постановлением
Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2). Приказ
действует до 1 сентября 2027 года.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.02.2022
№4
«О
внесении
изменений
в
санитарноэпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой
коронавирусной
инфекции
(covid-19)»,
утверждѐнные
Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 22.05.2020 п. 15» Редакция от 04.02.2022Действует с 06.02.2022 г.
Санитарные правила СП 2.4.3648-20, утв. Постановлением Главного
государственного врача Российской Федерации 28.09.2020 года,



«Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодѐжи»
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273ФЗ от 29.12.2012 года.

Список литературы.
1. Адрианова Г.А. Развитие певческого голоса. М., 2000.
2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта» М.2002.
3. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса.
– М., 2007.
4. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное пение. – СПб: Музыка, 2000.
5. Давыдова М. А. «Уроки музыки» м. 2008.
6. Домогацкая И.Е. Первые уроки музыки: Учебное пособие для
подготовительных классов детских музыкальных школ и школ искусств. –
М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003. – 142 с.
7. Емельянов В. Учебное пособие «Фонопедический метод развития голоса» видеоприложение к книге «Развитие голоса. Координация и тренинг». С.-П.,
1997.
8. Исаева И.О. Уроки пения. – «Русич» 2009г
9. Кукушкин В.С. «Музыка, архитектура и изобразительное искусство».
М.2005.
10.
Мануйлова Н. «Музыкальный календарь» Ейск. 2005
11.
Попов В.С., Халабузарь П.В., Иодко М.Р. Хоровой класс / Сборник
примерных образовательных программ для педагогов дополнительного
образования по инструментальной музыке и вокальному искусству. Вып.
40., Ч.1. / Под общ.ред. Минько Н.Г. – М., 2004. (Библиотечка педагога доп.
образования)
12.
Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению.
М., 1992.
13.
Факун Ф., А. Шершунов «Розовый слон» М.,2002.
14.
Школяр Л. В., М. С. Красильникова, Е.Д.Критская, В.О.Усачева, В.В.
Медушевский, В.А.Школяр. «Теория и методика музыкального образования
детей» М., 1998
15.
Элементарное музыкальное воспитание по системе К. Орфа. М.,1978

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Оценочные материалы — краткое описание диагностических методик
и материалов, позволяющих определить достижение учащимися
планируемых результатов. Необходимо указать сроки и формы
проведения контроля, формы фиксации и предъявления результатов.
Входная диагностика практических умений и навыков при работе с
детьми 5 – 7 лет.
Тест 1.
1. Прослушай произведение Л.В. Бетховен «Финал концерта № 5
(фрагмент),
2. Определить характер произведения, выражая свои мысли полными
фразами.
Критерии:
Высокий уровень- отвечает на все вопросы;
Средний уровень- отвечает на два вопроса:
Низкий уровень – отвечает на один вопрос.
Тест 2.
1. Прослушать и различить три пьесы разные по жанру (Марш, пляска,
колыбельная).
2. С помощью дидактической игры выложить карточки соответственно
жанру исполняемого произведения.
Критерии:
Высокий уровень- отвечает на все вопросы;
Средний уровень- отвечает на два вопроса:
Низкий уровень – отвечает на один вопрос.
Текущая диагностика практических умений и навыков при работе с
Тест: Внимательно послушай и ответь на вопросы.
1. Движение в танце по кругу, взявшись за руки – это…
2. Когда поют много голосов – это…
3. Какие чувства передаѐт музыка?
Критерии;
Высокий уровень – выполняет все задания:
Средний уровень – выполняет два задания
Низкий уровень – выполняет одно задание
Итоговая диагностика практических умений и навыков при работе с
детьми 5 – 7 лет.
Тест 1.

Прослушать произведение «В пещере горного короля» Э.Грига, определить
какие инструменты исполняют, характер и содержание.
Критерии;
Высокий уровень – выполняет все задания:
Средний уровень – выполняет два задания
Низкий уровень – выполняет одно задание.
Тест 2.
1. Назови предложенные инструменты (металлофон, бубен, барабан и т.д.).
2. Покажи приемы игры на различных инструментах.
3. Подбери на металлофоне знакомую песенку.
Критерии;
Высокий уровень – выполняет все задания:
Средний уровень – выполняет два задания
Низкий уровень – выполняет одно задание.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Протокол
промежуточной аттестации обучающихся в кружке «Эстрадный вокал»
МБДОУ детский сад №2 «Белочка»
от «____» _________202…. г
Название кружка «Эстрадный вокал»
Педагог: Шаповалова Т.В.
1.Цель аттестации – определение уровня знаний, умений и навыков
обучающихся I года обучения.
2. Формы проведения аттестационных занятий: креативный.
3. Уровень оценки – высокий, средний, низкий.
№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Знает

Умеет

Уровень

Самостоятельность в
решении
творческих задач

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Заключение аттестационной комиссии: знания, умения и навыки данных
обучающихся соответствуют уровню промежуточной аттестации.

Подпись членов аттестационной комиссии:
Ф.И.О.________________________
Ф.И.О. ____________________
Подпись педагога___________________

Протокол
входного контроля обучающихся в кружке «Эстрадный вокал»
МБДОУ детский сад №2 «Белочка»
от «____» _________202 г
Название кружка «Эстрадный вокал»
Педагог: Шаповалова Т.В.
1.Цель аттестации – определение уровня знаний, умений и навыков
обучающихся I года обучения.
2. Формы проведения аттестационных занятий: креативный.
3. Уровень оценки – высокий, средний, низкий.
№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Знает

Умеет

Уровень

Самостоятельность в
решении
творческих задач

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Заключение аттестационной комиссии: знания, умения и навыки данных
обучающихся соответствуют входной диагностике.

Подпись членов аттестационной комиссии:
Ф.И.О.________________________
Ф.И.О. ____________________
Подпись педагога___________________


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».