Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Юный художник

Пояснительная записка
Использование
нетрадиционных
техник
рисования
даѐт
возможность развивать у детей художественное, а не шаблонное
мышление. Даже, скорее, художественно-образное, которое напрямую
связано с творческими способностями и наблюдательностью, а также
духовными качествами. И неважно, насколько хорошо ребѐнок
владеет техникой рисования, ведь основным здесь будет научить
детей выкладывать на бумагу свои мысли и чувства, а при помощи
различных красок передавать своѐ настроение.
Нетрадиционные материалы и техники, которые используются в
изобразительной деятельности, способствуют развитию у ребѐнка не
только образного мышления, но и самоконтроля, усидчивости,
внимания,
зрительного
восприятия
и
пространственной
ориентировки, тактильного и эстетического восприятия, а также
мелкой моторики рук. Детские рисунки в основном несут на себе
отпечаток «шаблонности» и однотипности. Кроме того, развитие
изобразительных навыков у детей находится на разном уровне. У
одних – они развиты в достаточной мере, и ребенок легко может
отобразить на листе бумаги объект или явление. У других детей не
получается нарисовать даже самые характерные признаки предмета
или явления. И при взаимооценке детских работ встает проблема: как
не допустить необоснованной критики, как помочь малышу раскрыть
творческие возможности и поверить в свои силы? Для решения этих
вопросов я стала изучать методическую литературу. Чѐтко определила
критерии руководства по изобразительной деятельности: знание
возрастных особенностей развития детей, наличие творческого
потенциала, индивидуальные склонности и предпочтения. Одной из
самых интересных форм для меня стала организация изобразительной
деятельности детей с использованием нетрадиционных техник
рисования.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Юный
художник»
имеет
художественную,
направленность и разработана для детей 6-7 лет. Программа
направлена на формирование и развитие художественно –творческих
способностей
дошкольников
в
изобразительной
деятельности
нетрадиционными техниками и способами изображения.

Направленность – художественная
Адресат программы дети 5 – 6 лет
Актуальность программы. «Юный художник» в том, что
изобразительная продуктивная деятельность с использованием

нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для
творческого развития способностей детей. Проблема развития детского
творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных,
как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Ведь речь идет
о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия
личности уже на первых этапах еѐ становления.
Художественно - творческая деятельность – это ведущий способ
эстетического воспитания, основное средство художественного развития
детей. Данная программа воплощает новый подход к художественно творческому развитию дошкольников через обучения нетрадиционным
техникам рисования. Важным периодом для развития художественнотворческих способностей детей является дошкольный возраст. Именно в
этом возрасте ребенок выражает все свои переживания, фантазии,
впечатления об окружающем мире через рисунок.
Актуальность предлагаемой программы определяется запросом со
стороны детей и их родителей на программы художественноэстетического развития старших дошкольников
Отличительные особенности заключаются в том, что все занятия в
программе направлены на развитие у дошкольников художественнотворческих способностей через обучение нетрадиционными техниками
рисования.
Во-первых, педагогический
опыт
применения
данных
нетрадиционных техник пока не систематизирован, не обобщѐн и не
представлен (в должной степени) в современных образовательных
программах.
Во-вторых, эти техники не получили достаточно широкого
распространения
и
не
«укоренились»,
они
являются
скорее
экспериментальными.
В-третьих, нетрадиционные художественные техники только
начинают в Педагогике Искусства свою историю, хотя известны много
лет.
В-четвѐртых, в способах изображения (достаточно простых по
технологии) нет жестких рамок в выполнении и строгого контроля, зато
есть творческая свобода и подлинная радость результатов работы.
Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются
огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная
техника может превратиться в оригинальную, если применяется на
основе нетрадиционных материалов.

Новизна программы – «Юный художник» состоит в том, что по
нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет
инновационный характер, так как в системе работы используются
нетрадиционные методы и способы развития творчества детей:
кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком
руки, пальцев, рисование с использованием различных материалов,
батик, тампонированием и др.

Педагогическая целесообразность программы
Педагогическая
целесообразность
выбранного
направления
заключается в том, что дети вовлекаются в трудовую и учебную
деятельность очень схожую с игровой, которая еще недавно была
ведущей, и поэтому оказывает большое влияние на всестороннее
развитие ребенка.
Расширяется кругозор ребенка о народных традициях и
праздниках, их современной направленности, дается возможность
проявить творческие способности обучающегося.
Занятия по данной программе состоят из теоретической и
практической частей, причѐм большее количество времени занимает
практическая часть. Форму занятия можно определить как творческую
деятельность детей.
Уровень освоения программы – ознакомительный.
Цель программы – развитие художественно –творческих способностей
дошкольников в изобразительной деятельности нетрадиционными
техниками и способами изображения.
Основными задачами программы являются:
Образовательные:


Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования (с
использованием разных материалов).



Учить получать различные оттенки красок основных цветов.



Учить использованию различных материалов



Учить понимать и выделять такие средства выразительности, как
композиция и колорит.



Учить отображать впечатления от окружающего мира в
изодеятельности.



Побуждать детей экспериментировать с изобразительными
материалами. Придумывать и создавать композиции, образы.
Поощрять и поддерживать детские творческие находки.

Развивающие:


Развивать у детей коммуникативные, речевые, интеллектуальные и
художественные способности в процессе рисования.



Развивать интерес к нетрадиционным техникам рисования,
воображение.



Развивать формо - и цветовосприятие, чувство композиции,
мелкую моторику рук, ассоциативное мышление, воображение.



Развивать творческую активность, поддерживать потребность в
самовыражении.

Воспитательные задачи:


Формировать положительно – эмоциональное восприятие
окружающего мира.



Воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному
искусству.



Воспитывать желание и умение взаимодействовать со
сверстниками при создании коллективных работ.

Объем и сроки освоения программы
Программа «Юный художник» рассчитана на 1 год обучения и
предназначена для детей 5-6 лет.
В кружке должно заниматься не более 20 человек.
Срок реализации программы 1 год. 36 недель , 9 месяцев
Объем реализуемой программы – 72 часа. 2 часа в неделю
С 1.06.2025 г по 30.06.2025 года в летний период провидятся с
детьми 8 занятий по 30 минут
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Продолжительность занятий 30 минут при наличии сменной игровой
деятельности, включения динамических пауз (5-8 минут).
Занятия включают теоретическую подготовку и практику. Большая часть
занятий отводится на практическую работу детей.
Язык реализации программы – русский.
Форма обучения – очная.
Занятия в кружке не должны копировать уроки. Беседы могут
занимать 5-10 минут. Это должны быть рассказы, дискуссии самих
обучающихся. Беседы должны иметь характер контрольного опроса. Для
контрольного опроса можно применять «карточки – задания», ответы на
которые должны быть краткими и понятными.
Такая система обучения и воспитания вселяет в воспитанников на
каждом этапе обучения ощутить чувство внутреннего удовлетворения и
добиться определенных результатов.
Для эффективного процесса обучения и воспитания, стремления с
самостоятельной практической деятельности детей в данной программе
используются основные формы обучения:
 Интегрированные занятия;






Практические занятия;
Игровые формы организации занятий;
Выставки;
Экскурсии;

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром
иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением
темы. По каждому блоку предполагаются познавательные и ролевые
игры, конкурсы. Постоянный поиск новых форм и методов организации
учебного и воспитательного процессов позволяет делать работу с детьми
разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Для реализации программы на занятиях используются следующие
педагогические методы обучения:


Объяснительно-иллюстративный. (рассказ; беседа; экскурсия,
работа с литературой; просмотр фильмов; демонстрация опыта; и
др.) основное назначение метода – организация усвоения
информации обучаемым путем сообщения им учебного материала и
объяснение его успешного восприятия.
 Репродуктивный ( практические упражнения и задания;
алгоритмы; программирование). Основное назначение опыта –
формирование навыков и умений использования и применения
научных знаний. Суть метода состоит в повторении (многократном)
способа деятельности пол заданию педагога.
 Частично-поисковый или эвристический – (эвристическая
беседа; случайный поиск, организующий понятия; контрольные
вопросы и др. Основное назначение метода – постепенная
подготовка
обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем.
 Креативный (творческий) – (творческое задание, творческий
проект). Сущность метода – обеспечение организаций поисковой
творческой деятельности обучаемых по решению новых для них
проблем.
 Игровой - используется при реализации программы в следующих
случаях:
В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия,
темы, раздела учебного предмета;
В качестве занятия или его части (введения, объяснения,
закрепления, упражнения, контроля);
В условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение
общественного опыта, в котором складываются и совершенствуется
самоуправление поведением).
Критерии и показатели результатов программы:

Образовательный:
 Качество усвоения;
 Уровень овладения деятельностью;
 Педагогическое наблюдение, опрос, анализ выполненной работы.

Социологический:



Умение строить отношения в коллективе;
Уровень развития коллектива.

Индивидуально-личностные:



Широта и устойчивость интересов;
Общекультурный кругозор;




уровень мышления, воли, эмоциональной сферы;
степень контактности, отзывчивости, соучастия, умения
сопереживать, принимать и понимать других, степень реализации
индивидуальных возможностей, терпимость и лояльность.

Воспитанности:


Формировать положительно – эмоциональное восприятие
окружающего мира.



Воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному
искусству.



Воспитывать желание и умение взаимодействовать со
сверстниками при создании коллективных работ

Психологического комфорта:





степень оптимизма, защищенности, уверенности;
эмоциональное состояние;
межличностные отношения;
социальное благополучие.

Предполагаемы результаты:
Образовательный блок:
К концу года дети будут знать:

1. Как передавать настроение в творческой работе.
2. Как использовать цвет для создания различных образов.
3. Создавать композиции на листах бумаги разной формы.
4. Как быть активным в самостоятельном выборе изобразительных
материалов и расположении изображения на листе.
5. Проявлять фантазию, художественное творчество.

К концу года дети будут уметь:
1. Сравнивать предметы, выделять их особенности в художественноизобразительных целях.
2. Плавно и ритмично изображать формообразующие линии.
3. Изображать предметы по памяти.
4. Передавать настроение в творческой работе.
5. Использовать разные приѐмы нетрадиционного рисования.
6. Развѐрнуто комментировать свою творческую работу.
7. Уверенно использовать способы нестандартного раскрашивания.
8. Уметь экспериментировать с изобразительными материалами.
9. Уметь передавать личное отношение к объекту изображения.
10. Завершать работы декором.
11. Уметь штриховать, наносить различные линии цветными
карандашами.
12. Уметь наносить мазки краски узкой и широкой кистью.
13. Уметь узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и
смешивать их.
14. Уметь правильно использовать кисти, клей и пластилин в работе.
15. Уметь использовать трафареты и печати при работе.
16. Уметь убирать за собой рабочее место.
Развивающий блок:
К концу года дети будут уметь:
1. Быть терпимыми, добрыми , милосердными, заботиться о ближнем;
2. Бережно относиться к общекультурным ценностям, народным
традициям и обычаям.
3. Договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
- анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета,
местоположения частей;
- создавать индивидуальные работы.

Сводный учебный план
№
п\п

Количество часов
Наименование раздела, тема
1-й год

1.

Вводное занятие

2.

Практические занятия

20 часов

3.

Коллективное творчество

11 часов

4.

Показ, объяснение рисования

29 часов

5.

Беседы, показ, выставки

11 часов

1 час

ВСЕГО часов

72

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п

Количество занятий
Тема занятий

Формы
контроля,
аттестации
всего

1.

теория

практи
ка
1

1

2.

Вводное занятие, инструктаж по
технике безопасности, знакомство
с инструментом и материалом
«Рисование по мятой бумаге»

2

1

1

3.

«Пальчиковая живопись»

3

1

2

2

1

1

4.

«Рисование свечой»

вопросы,
беседа
Выставка
творческий
показ
педагогическ
ое
наблюдение,
Творческая
индивидуальн
ая работа
Выставка
творческий
показ

5.

«Монотипия»

3

1

2

6.

«Печатание»

3

1

2

2

1

1

7.

«Восковыми мелками»

8.

«Набрызг»

3

1

2

9.

«Кляксография»

3

1

2

10.

Рисование по сырой бумаге»

3

1

2

11.

«Граттаж»

4

1

3

12.

«Тампонирование»

2

1

1

13.

Составление композиций

2

1

1

14.

Рисование нитками

2

1

1

15.

Рисование на мокрой бумаге

2

1

1

16.

Печатание листьями

2

1

1

наблюдение,
Творческая
индивидуальн
ая работа
Выставка
творческий
показ
Выставка
творческий
показ
педагогическ
ое
наблюдение,
Творческая
индивидуальн
ая работа
Выставка
творческий
показ
Выставка
творческий
показ
Выставка
творческий
показ
Выставка
творческий
показ
наблюдение,
Творческая
индивидуальн
ая работа
педагогическ
ое
наблюдение,
Творческая
индивидуальн
ая работа
педагогическ
ое
наблюдение,
Творческая
индивидуальн
ая работа
педагогическ
ое
наблюдение,
Творческая
индивидуальн

17.

Кляксография с ниткой

2

1

1

18.

Рисование мыльной пеной

3

1

2

19.

Рисование методом наката

2

1

1

20.

Рисование ребром картона

2

1

1

21.

Рисование с помощью соли

2

1

1

22.

Рисование методом напыления

2

1

1

23.

Клеевая техника «Витражи»

4

1

3

24.

Рисование руками, кулаком,
ладонью, пальцами.

4

1

3

25.

Разрисовка мелких камешков

2

1

1

26.

Рисование по кругу

2

1

1

ая работа
Выставка
творческий
показ
педагогическ
ое
наблюдение,
Творческая
индивидуальн
ая работа
педагогическ
ое
наблюдение,
Творческая
индивидуальн
ая работа
педагогическ
ое
наблюдение,
Творческая
индивидуальн
ая работа
Выставка
творческий
показ
педагогическ
ое
наблюдение,
Творческая
индивидуальн
ая работа
Выставка
творческий
показ
педагогическ
ое
наблюдение,
Творческая
индивидуальн
ая работа
педагогическ
ое
наблюдение,
Творческая
индивидуальн
ая работа
Выставка
творческий
показ

27.

«Мятый рисунок»

2

1

1

28.

Рисование по клейстеру

2

1

1

29.

Рисование по стеклу

2

1

1

30.

Выставка

2

1

1

Всего часов

72 час

29

43

Летний период с 1.06 по
30.06.2025 года
1.

Различные техники.
Совместное рисование, составление
композиций

2

1

1

2.

Рисование методом тычка

2

1

1

3.

Печатание спичечным коробком

2

1

1

4.

Проведение выставки совместного
творчества детей и родителей

2

1

1

8 часов

4 часа

Всего часов:

педагогическ
ое
наблюдение,
Творческая
индивидуальн
ая работа
педагогическ
ое
наблюдение,
Творческая
индивидуальн
ая работа
Выставка
творческий
показ
Выставка
творческий
показ

4 часа

Выставка
творческий
показ
педагогическое
наблюдение,
Творческая
индивидуальна
я работа
педагогическое
наблюдение,
Творческая
индивидуальна
я работа
педагогическое
наблюдение,
Творческая
индивидуальна
я работа
Выставка
творческий показ

С о д е р ж а н и е

п р о г р а м м ы

1 год обучения
1.





Вводное занятие.
Задачи кружка «Юный художник».
Оборудование рабочего места.
Необходимые принадлежности и материал для работы.
Правила техники безопасности при работе нетрадиционными
материалами.

2. «Рисование по мятой бумаге»
Продолжать учить детей смешивать цвета на палитре.
Познакомить детей с новой техникой рисование по мятой бумаге.
Развивать образное восприятие, чувство цвета.
Практическая работа:
Обучать последовательности действий, использованию методов и приемов на примере
рисования
«Чипполино»
Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства:
удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
3. «Пальчиковая живопись»
Помочь детям осознать ритм как изобразительно-выразительное средство, знакомить
детей с нетрадиционной техникой рисования ладошками и пальчиками).
Учить технике пальчикового рисования
Практическая работа:
Учить способам примакивания пальцев руки к поверхности листа бумаги разными
способами (кончиками-подушечками пальцев, боковой стороной фаланги) для
получения разных отпечатков.
Учить анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности.
Закрепить прием вливания одного цвета в другой.
Развивать мелкую моторику рук.
Обучать последовательности действий, использованию методов и приемов на примере
рисования «Ветки рябины в вазе», «Осень»
4.«Рисование свечой»
Научить детей поэтапному рисованию узоров нетрадиционным способом (свечой на
белом листе, закрашивание красками листа с узором).
С помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей стойкий интерес к
изобразительной деятельности;
Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и
кистей;
Развивать творческое воображение, фантазию.
Практическая работа:
Совершенствовать умение в технике «рисование свечей».
Учить детей передавать в рисунке характерные особенности березы.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту осени.
Обучать последовательности действий, использованию методов и приемов на примере
рисования» «Берѐзки»

5. «Монотипия»
Создать условия для знакомства детей с понятием монотипия;
развивать чувство цвета
Практическая работа:
Обучать последовательности действий, использованию методов и приемов на примере
рисования «Бабочки», « Дерево»
6.Печатание.
Составление простых узоров, используя технику печатания; Развитие чувства
композиции
Практическая работа:
организация выставки осенних букетов; выполнение работы «Сказочные герои»,
«Сказочные листочки»
7. «Восковыми мелками»
Показать детям способ получения изображения с помощью восковых мелков и
акварели;
Развивать эстетические чувства, чувство композиции, аккуратность;
Развивать умение замечать красоту природы.
Практическая работа
Рисование акварелью и восковыми мелками «Цветы»
Закреплять знания и умения пользоваться двумя материалами: восковыми мелками
и акварелью;
Вызвать эмоциональный положительный отклик на предложение рисовать
необычным способом;
Развивать самостоятельность, активность, ощущение собственной значимости;
Развивать эстетические чувства, выделяя средства выразительности в изображениях,
созданных другими детьми;
8. «Набрызг»
Знакомство с техникой рисования набрызг; учить создавать образ зимнего леса,
используя смешения красок и набрызг; развивать цветовосприятие.
Практическая работа
Обучать последовательности действий, использованию методов и приемов на примере
рисования «Зимнего леса», «Космос»
Учить детей задумывать содержание рисунка, рисовать по всему листу.
Развивать любознательность
9. «Кляксография»
Совершенствовать умение детей рисовать в нетрадиционной техники "кляксография"
умение видеть в своих кляксах какие - либо предметы ,образы.
Практическая работа
Обучать последовательности действий, использованию методов и приемов при
рисование на темы: «Превращение кляксы в…», « Герои сказок»
подготовка рабочего места и материала; оформление выставки для родителей,
развивать творческое мышление детей.
10. « Рисование по сырой бумаге»
Познакомить детей с новой техникой рисования «по сырому».

Развивать интерес к природе и отображению представлений в изобразительной
деятельности.
Практическая работа
Совершенствовать технику рисования акварелью.
Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию.
Обучать последовательности действий, использованию методов и приемов на
примере рисования «Радуги», «Цветы».
11. Граттаж
Знакомство с техникой граттаж.
Практическая работа:
Выполнение работы «Северное сияние», «Салют», «Звѐздное небо» и их
обыгрывание
12 . «Тампонирование»
Знакомить детей с новым методом рисования – тампонированием. Воспитывать
любовь к природе, развивать эстетическое восприятие, творчество, мышление. Учить
передавать свое настроение в рисунках, развивать эмоциональность, фантазию,
воображение.
Практическая работа
Учить передавать цветовыми пятнами, контурами – красоту плывущих по небу облаков.
13. Составление композиций
14. .“Рисование нитками”
Ниткография- выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных
изображений различных предметов, то есть «рисование» с помощью нити. Существует
этот метод в основном для девочек. Но это не значит, что он не пригоден для детей
другого пола. А заключается он в следующем. Вначале делается из картона экран
размером 25х25 см. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный
фланель. К экрану хорошо бы подготовить симпатичный мешочек с набором
шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит
следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягивается ниточки,
имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими
движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные
сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса. Особенно девочки учатся умело
подбирать цвета. К светлой фланели подходят одни цвета ниток, а к темной совершенно другие. Так начинается постепенный путь к женскому ремеслу, очень
нужному для них рукоделию.
15.«Рисование на мокрой бумаге»
До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска
достаточно разбавлена водой. Но существует целы ряд предметов, сюжетов, образов,
которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость,
например, если ребенок хочет изобразить следующие темы: «Город в тумане», «Мне
приснились сны», «Идет дождь», «Ночной город», «Цветы за занавеской» и т.д. Нужно
научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне
мокрой – рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой
воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумагу, или только по
отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образом.

16.“Печатание листьями”
Ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к
бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый
листок. Черешки у листьев можно дорисовывать кистью.
17. Кляксография с ниткой (загадочные рисунки)
Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Берется картон размером
примерно 20х20 см. И складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или
шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8-10 см обмакивается в густую краску
и зажимается внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон.
Получается хаотичное изображение, которое рассматривается, потом обводиться или
дорисовывается взрослыми или детьми. Чрезвычайно полезно давать названия
получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа в сочетании с
изобразительной будет способствовать интеллектуальному развитию детей
дошкольного возраста.
18.“Рисование мыльной пеной”
Технология рисования. Взбить пену, набрать ее губкой. Отжать пену с губки в краску,
перемешать. Контур рисунка наметить простым карандашом (предметы должны быть
относительно крупными). Выложить пену кистью на изображенные предметы. После
того как рисунок высохнет, лишнюю пену сдуть.
19.“Рисование методом наката”
Технология рисования. Налить гуашь в емкость. Опустить валик в емкость так, чтобы
он был полностью погружен в краску. Достать валик из краски, подождать, пока
лишняя краска стечет, и прокатить его по листу белой бумаги так, чтобы веревка
оставляла следы.
20.“Рисование ребром картона”
Технология рисования. Ребро картона окрасить гуашью, прислонить к бумаге и
провести по листу, оставляя след от краски. В зависимости от того, какой предмет
изображается, движение картоном может быть прямым, дугообразным, вращательным.
21.“Рисование с помощью соли”
Технология рисования. Акварелью нарисовать рисунок. На влажный рисунок насыпать
крупную соль. Соль насыпается на всю поверхность листа. После высыхания краски
соль стряхивается.
22.“Рисование методом напыления”
Технология рисования. На одном листе бумаги нарисовать контур предмета и аккуратно
вырезать его. Силуэт предмета отложить в сторону. Наложить лист бумаги, из которого
был вырезан контур, на другой цельный лист, скрепить их. Зубную щетку с краской
держат на небольшом расстоянии от листа бумаги. Взять палочку и проводить ею по
ворсу движением на себя. Краска напыляется на бумагу мелкими капельками. Когда она
высохнет, снять верхний лист.
32.“Клеевая техника” (витражи)
Технология рисования. Простым карандашом нанести на бумагу контур предмета. В
тюбике с канцелярским клеем (можно клей ПВА) сделать маленькое отверстие, чтобы

он вытекал тонкой струйкой. Аккуратно обвести клеем контур. Дать высохнуть.
Закрасить пространство внутри контура красками.
24.“Рисование руками, ладонью, кулаком, пальцами, ногами”
Вот еще один из способов изображать окружающий мир: пальцами, ладонью, ступнѐй
ноги, а может быть и подбородком, носом. Не все воспримут такое утверждение
серьезно. Где же грань между шалостью и рисованием? А почему мы должны рисовать
только кисточкой или фломастером? Ведь рука или отдельные пальцы – это такое
подспорье. Причем указательный палец правой руки слушается ребенка лучше, чем
карандаш. Ну, а если карандаш сломался, кисточка вытерлась, фломастеры кончились –
а рисовать хочется. Есть еще одна причина: иногда тематика просто просит детскую
ладошку или пальчик. Например, рисование дерева ребенок лучше исполнит руками,
чем другими орудиями. Хорошо, если мы научим пользоваться пальцами рук
рационально: не одним указательным.
25.«Разрисовка маленьких камешков»
Разумеется, чаще всего ребенок изображает на плоскости, на бумаге, реже на асфальте,
плитке, больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных
на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В той связи в
идеале используются морские камешки. Они гладкие, малнькие и имеют различную
форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае
создать. Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой – под жучка, а из
третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наночится яркая густая краска – и
образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его
бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или
лягушка, сделанная детскими руками. Эта игрушка еще не один раз будет участвовать в
самостоятельных детских играх и приносить немалую пользу ее хозяину.
26.“Рисование по кругу”
Техника рисования. В рисовании принимают участие не менее трех человек. Под
громко звучащую музыку каждый из детей начинает рисовать на свободную тему. При
тихом звучании дети заканчивают рисование. В тот период времени, когда музыка
смолкает, каждый ребенок передает свой рисунок соседу, сидящему справа от него. Как
только музыка зазвучит снова, дети продолжают рисовать, но уже на листе товарища.
Рисование продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не получит свой рисунок
обратно.
27.“Мятый рисунок”
Техника рисования. На листе бумаги нарисовать цветными мелками предмет, вокруг
предмета восковыми мелками сделать фон. Лист бумаги должен быть закрашен
полностью. Рисунок аккуратно смять, так, чтобы не порвать бумагу, затем распрямить,
закрасить фон и картинку гуашью. Не дожидаясь, пока краска высохнет, с помощью
губки под проточной водой гуашь смыть. Краска должна остаться в трещинах бумаги.
28.“Рисование по клейстеру”
Технология рисования. Заварить клейстер, разложить его в емкости, затем добавить в
него краску. Набрать клейстер на кисть и нанести на бумагу ровным толстым слоем.
Взять палочку и процарапать рисунок. Оставить сохнуть.
29.“Рисование по стеклу”
Техника рисования. Гуашь смешать с клеем ПВА в соотношении 1: 2. На бумаге
простым карандашом нарисовать сюжет. Поверх нарисованной картинки положить
стекло, обвести рисунок и закрасить.

30. Выставка
Летний период.
1.Различные техники. Совместное рисование, составление композиций.
2. “Рисование методом тычка”
Детям случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить
его перпендикулярно к белому листу и начать изображать. Но вот лучше всего
получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Спичка, очищенная от
серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты и окунается в густую краску. А
дальше принцип нанесения точек такой же. Можно взять сразу готовую ватную
палочку. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.
3.“Печатание спичечным коробком”
Техника рисования. Край спичечного коробка окунается в краску и делается оттиск на
бумаге. Дорисовывать детали. Рисование точками относится к необычным, в данном
нравится все нетрадиционное.
4. Проведение выставки совместного творчества детей и родителей.
Методическое обеспечение программы
I год обучения
1 Раздел «Юный художник».
 Методы обучения:
 Объяснительно-иллюстративный. (рассказ; беседа;
экскурсия, работа с литературой; просмотр фильмов;
демонстрация опыта; и др.)
 Репродуктивный ( практические упражнения и задания;
алгоритмы; программирование).
 Частично-поисковый или эвристический – (эвристическая
беседа; случайный поиск, организующий понятия;
контрольные вопросы и др.).
 Креативный (творческий) – (творческое задание, творческий
проект).
 Игровой - Используется при реализации программы

Оценочные материалы
Критерии оценки результативности определяются в соответствии с
реализуемой дополнительной программой «Волшебные бусинки». При
реализации программы используются четыре вида контроля: входящий,
текущий, промежуточный, итоговый.
Входящий контроль – это оценка начального уровня образовательных
возможностей детей при поступлении в кружок.

Текущий контроль – это оценка уровня и качества освоения тем и
разделов программы и личностных качеств обучающихся в кружке;
осуществляется на занятиях в течении всего учебного года.
Промежуточный контроль –это оценка уровня и качества освоения
детьми дополнительной образовательной программы по итогам полугодия
и учебного года. Осуществляется в декабре и мае каждого учебного года.
Итоговый контроль результативности освоения дополнительной
образовательной программы – это оценка уровня и качества освоения
детьми дополнительных образовательных программ по мере окончания
освоения дополнительной общеобразовательной программы. Итоговый
контроль осуществляется в апреле-мае в соответствии с графиком.
Формы контроля определены в соответствии с дополнительной
общеобразовательной программой. Формами контроля могут быть:
анкетирование, тестирование, беседа, опрос, участие в выставках и т.д.
Контроль позволяет выявить способности обучающихся и
скорректировать индивидуальную работу.
Объективный и систематический контроль учебной работы является
важнейшим средством управления образовательно-воспитательного
процесса.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
№
п\п

Наименование элементов перечня

Наглядные пособия:

1.
2.
3.

1.
2.
3.

Авторские методические разработки технологических приемов.
Наглядно-дидактический материал. схемы, рисунки, таблицы,
карточки, альбомы и т.д.
Образцы изделий.
Таблица гармонирующих и негармонирующих цветов и оттенков.
Дидактические материалы:
Методические материалы, карточки, наглядные пособия,
иллюстрации
Информационные листы со схемами.
Рисунки – схемы, таблицы.
Литература:

1.

2.
3.
4.
5.

Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста»,
нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий;
Творческий центр, Москва, 2004 г.
Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. –
М.: Москва-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96с.;
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском
саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском
саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 192с.: цв.вкл.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду:
планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.

6.

Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. -144с., 16 л.
вкл.
Пастухова Г.В. Нетрадиционные техники рисования в детском
саду.
Издательство «Центр Проблем Детства»

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

1.

Материально – техническое обеспечение.
Оборудование.
групповое помещение( соответствующий санитарногигиеническим нормам);
Учебное оборудование (комплект мебели)
клей ПВА
салфетки из ткани впитывающие воду.
карандаши простые, карандаши цветные /фломастеры/;
альбомы, бумага различной плотности, цвета и размера, гуашь,
акварельные краски, восковые мелки
кисти: мягкие/белка/жесткие/щетина/палочки, лопаточки,
небольшие баночки и др.;

Материалы
рисования

и

Раздаточный материал:
инструменты для нетрадиционной

технике

Кадровое обеспечение программы.

Реализацию
данной
программы
осуществляет
педагог
дополнительного образования, имеющий высшее образование
соответствующего
направления
и
отвечающий
квалификационным
требованиям,
указанным
в
квалификационных
справочниках,
и
профессиональном
стандарте педагога дополнительного образования детей и
взрослых.
Информационное обеспечение.
Нормативно-правовые документы














Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением правительства Российской
Федерации от 31 -марта 2022 года № 678-р;
Изменения, внесѐнные
в Концепцию развития дополнительного
образования детей до 2030 года, утверждѐнные распоряжением
Правительства Российской Федерации от 15 мая 2023 года №1230-р
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27июля 2022года года № 629 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
образовательным программам»
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской
Федерации от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении
санитарно-эпидемиологических
правил
СП
3.1/2.4.3598-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству,
содержанию и организации работы образовательных организаций и
других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в
условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID19)» (с изменениями на 21 марта 2022 года).
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов
среды
обитания»
(утв.
Постановлением
Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2). Приказ
действует до 1 сентября 2027 года.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.02.2022
№4
«О
внесении
изменений
в
санитарноэпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой
коронавирусной
инфекции
(covid-19)»,
утверждѐнные
Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 22.05.2020 п. 15» Редакция от 04.02.2022Действует с 06.02.2022 г.
Санитарные правила СП 2.4.3648-20, утв. Постановлением Главного
государственного врача Российской Федерации 28.09.2020 года,



«Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодѐжи»
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273ФЗ от 29.12.2012 года.

Список литературы.
1. Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста»,
нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий; Творческий
центр, Москва, 2004 г.
2. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.:
Москва-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96с.; илл.
3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
4. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском
саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 192с.: цв.вкл.
5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду:
планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя
группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. -144с., 16 л. вкл.
6. Пастухова Г.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Издательство «Центр Проблем Детства»

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Оценочные материалы — краткое описание диагностических методик
и материалов, позволяющих определить достижение учащимися
планируемых результатов. Необходимо указать сроки и формы
проведения контроля, формы фиксации и предъявления результатов.
Входная диагностика практических умений и навыков при работе с
детьми 5-6 лет.
Тест: «Расскажи, что ты знаешь о нетрадиционных техниках рисования?»
1.
2.
3.
4.
5.

Что такое кляксография?
Как выполняется работа в данной технике?
Что такое «Граттаж»?
Что такое палитра?
Какие ещѐ виды нетрадиционного рисования вы знаете?

Критерии:
Высокий уровень- отвечает на все вопросы;
Средний уровень- отвечает на два вопроса:
Низкий уровень – отвечает на один вопрос.
Текущая диагностика практических умений и навыков при работе с
детьми 5-6 лет.
Тест: «Внимательно послушай и выполни задание»
1. Возьми свечу и лист бумаги, как думаешь для чего?
2. Покажи что ты будешь делать и что из этого получится.
3. Соблюдай последовательность действий.
4. Каким способом нетрадиционного рисования ты воспользовался?
Критерии;
Высокий уровень – выполняет все задания:
Средний уровень – выполняет два задания
Низкий уровень – выполняет одно задание
Итоговая диагностика практических умений и навыков при работе с
детьми 5-6 лет.
Тест: «Закончи предложение»
1. Небольшая тонкая и лѐгкая пластинка четырѐхугольной или овальной
формы, на которой художник смешивает краски в процессе работы –
это …(палитра).
2. Подставка (обычно треножная), на которой помещается холст на
подрамнике или доска для работы художника – это …(мольберт).

3. При помощи ниток выполняют графический рисунок в технике – это
…(ниткография)
4. Виды нетрадиционных техник рисования:

ПРИЛОЖЕНИЕ
Протокол
промежуточной аттестации обучающихся в кружке «Юный художник»
МБДОУ детский сад №2 «Белочка»
от «____» _________202…. г
Название кружка «Юный художник»
Педагог: Зубакова И.Е.
1.Цель аттестации – определение уровня знаний, умений и навыков
обучающихся I года обучения.
2. Формы проведения аттестационных занятий: креативный
3. Уровень оценки – высокий, средний, низкий.
№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Знает

Умеет

Уровень

Самостоятельность в
решении
творческих задач

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Заключение аттестационной комиссии: знания, умения и навыки данных
обучающихся соответствуют промежуточной диагностике.

Подпись членов аттестационной комиссии:
Ф.И.О.________________________
Ф.И.О. ____________________
Подпись педагога___________________

Протокол
входного контроля обучающихся в кружке «Юный художник»
МБДОУ детский сад №2 «Белочка»
от «____» _________202 г
Название кружка «Юный художник»
Педагог: Зубакова И.Е.
1.Цель аттестации – определение уровня знаний, умений и навыков
обучающихся I года обучения.
2. Формы проведения аттестационных занятий: креативный
3. Уровень оценки – высокий, средний, низкий.
№ п/п
Фамилия, имя ребенка

Знает

Умеет

Уровень

Самостоятельность в
решении
творческих задач

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Заключение аттестационной комиссии: знания, умения и навыки данных
обучающихся соответствуют входной диагностике.

Подпись членов аттестационной комиссии:
Ф.И.О.________________________
Ф.И.О. ____________________
Подпись педагога___________________


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».