Пояснительная записка
Данная программа «Говорим правильно» способствует развитию
связной речи дошкольников, включает овладение речью как
средством общения и культуры; обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и
монологической речи; развитие речевого творчества; развитие
звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на
слух текстов различных жанров детской литературы; формирование
звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки
обучения грамоте.
Направленность – социально - гумманитарная
Адресат программы дети 6 – 7 лет
Актуальность данной программы обусловлена тем, что через речь
ребѐнок усваивает правила поведения, общения с людьми,
воспринимает красоту окружающего мира и может рассказать об
увиденном, передавая ощущения и чувства. Уже с дошкольного
возраста
ребѐнок
проявляет
большой
интерес
к
языковой
действительности, «экспериментирует» со словом, создаѐт новые слова,
ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону
языка. Необходимо, прежде всего, живое общение с ребѐнком и
грамотно построенное обучение родной речи. От уровня овладения
связной речью в дошкольный период зависит успешность обучения
детей в школе.
Отличительные особенности заключаются в том, что данная
программа отличается от других аналогичных программ тем, что педагог
подбирает для детей конкретный языковой материал, игровые задания,
проблемные ситуации таким образом, чтобы активизировать речевое
общение между детьми, инициировать самодеятельные лингвистические
эксперименты и языковые игры, даѐт возможность каждому
обучающемуся адаптироваться в социальной среде через общее речевое
развитие.
Новизна программы – Занятия построены с учетом личностных
особенностей ребенка; Учебный материал подается в сравнении,
сопоставлении,
и
побуждает
детей
постоянно
рассуждать,
анализировать, делать собственные выводы, учить их обосновывать,
выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов.
Педагогическая целесообразность программы
Педагогическая
целесообразность
выбранного
направления
заключается в том, что дети вовлекаются в трудовую и учебную
деятельность очень схожую с игровой, которая еще недавно была
ведущей, и поэтому оказывает большое влияние на всестороннее
развитие ребенка.
Данная
программа
развивает
обучение,
определяющее
необходимость направленного формирования личности. Личностноориентированная
направленность
развития,
сочетающаяся
с
коллективным и индивидуальным подходом к детям. Воспитывает у
дошкольников потребность в общении со сверстниками и взрослыми.
Уровень освоения программы - базовый
Цель программы – развитие связной речи дошкольников.
Основными задачами программы являются:
Образовательные:
Формирование навыка составления репродуктивных (заучивание,
пересказ)
и
самостоятельных
рассказов
повествовательного,
описательного,
объяснительного
и
творческого
характера
с
использованием различной наглядности (игрушки, натуральные объекты,
фотографии, репродукции, пиктограммы, иллюстрации, коллажи,
сюжетные картины, видеоматериалы, слайды, детские рисунки и т. д.).
Умение пользоваться зрительным планом, смоделированным взрослым
(предметные картинки, опорные сигналы, предметы-заменители, плансхема и пр.).
Различение на практической основе понятий «предложение», «набор
предложений», «рассказ». Формирование способности к элементарному
осознанию языковых и речевых явлений;
Формирование
разных
структурных
уровней
системы
языка–
фонетического, лексического, грамматического;
Формирование навыков владения языком в его коммуникативной
функции: развитие связанной речи, развитие речевого общения;
развитие словаря;
развитие умения оперировать единицами языка: звуком, словом, слогом,
словосочетанием, предложением;
Определение темы, основного содержания и логико-смысловой
организации прослушанных или составляемых рассказов.
Развивающие:
Повышение детской инициативности и познавательной активности в
ходе анализа и составления связного высказывания (рассказа).
Воспитание интереса к публичному рассказыванию.
Развитие фонематического восприятия.
Развитие мелкой моторики рук с использованием ритмической и
пальчиковой гимнастики;
Развитие воображения и творческих способностей.
Формирование навыков развития звукового анализа и синтеза.
Обогащение словарного запаса и лексико-грамматического строя речи.
Развитие дыхания и силы голоса.
Развитие слухового и зрительного внимания.
Развитие связной речи.
Воспитательные задачи:
Выработать умения обдумывать свои действия, осуществлять решения в
соответствии с заданными правилами.
Проверять результат своих действий, умение аргументировать свою
позицию, точно и последовательно передавать информацию
необходимую партнеру, оказание взаимопомощи и осуществление
самоконтроля.
Формирование эмоциональной направленности на получение совместного
положительного результата. формирование мотивации к учебной
деятельности и приобретение опыта.
формирование самоконтроля и коммуникативного взаимодействия.
Объем и сроки освоения программы
Программа «Говорим правильно» рассчитана на 1 год обучения и
предназначена для детей 6 - 7 лет.
В кружке должно заниматься не более 15 человек.
Срок реализации программы 1 год. 36 недель , 9 месяцев
Объем реализуемой программы – 72 часа. 2 часа в неделю
С 1.06.2025 г по 30.06.2025 года в летний период провидятся с
детьми 8 занятий по 30 минут
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Продолжительность занятий 30 минут при наличии сменной игровой
деятельности, включения динамических пауз (5-8 минут).
Занятия включают теоретическую подготовку и практику. Большая часть
занятий отводится на практическую работу детей.
Язык реализации программы – русский.
Форма обучения – очная.
Занятия в кружке не должны копировать уроки. Беседы могут
занимать 5-10 минут. Это должны быть рассказы, дискуссии самих
обучающихся. Беседы должны иметь характер контрольного опроса. Для
контрольного опроса можно применять «карточки – задания», ответы на
которые должны быть краткими и понятными.
Такая система обучения и воспитания вселяет в воспитанников на
каждом этапе обучения ощутить чувство внутреннего удовлетворения и
добиться определенных результатов.
Для эффективного процесса обучения и воспитания, стремления с
самостоятельной практической деятельности детей в данной программе
используются основные формы обучения:
Интегрированные занятия;
Практические занятия;
Игровые формы организации занятий;
Выставки;
Экскурсии;
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром
иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением
темы. По каждому блоку предполагаются познавательные и ролевые
игры, конкурсы. Постоянный поиск новых форм и методов организации
учебного и воспитательного процессов позволяет делать работу с детьми
разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Для реализации программы на занятиях используются следующие
педагогические методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный. (рассказ; беседа; экскурсия,
работа с литературой; просмотр фильмов; демонстрация опыта; и
др.) основное назначение метода – организация усвоения
информации обучаемым путем сообщения им учебного материала и
объяснение его успешного восприятия.
Репродуктивный ( практические упражнения и задания;
алгоритмы; программирование). Основное назначение опыта –
формирование навыков и умений использования и применения
научных знаний. Суть метода состоит в повторении (многократном)
способа деятельности пол заданию педагога.
Частично-поисковый или эвристический – (эвристическая
беседа; случайный поиск, организующий понятия; контрольные
вопросы и др. Основное назначение метода – постепенная
подготовка
обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем.
Креативный (творческий) – (творческое задание, творческий
проект). Сущность метода – обеспечение организаций поисковой
творческой деятельности обучаемых по решению новых для них
проблем.
Игровой - используется при реализации программы в следующих
случаях:
В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия,
темы, раздела учебного предмета;
В качестве занятия или его части (введения, объяснения,
закрепления, упражнения, контроля);
В условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение
общественного опыта, в котором складываются и совершенствуется
самоуправление поведением).
Критерии и показатели результатов программы:
Образовательный:
организация педагогического наблюдения;
открытые
мероприятия
(развлечения,
концерты.,
занятия,
спектакли, драматизации) для детей, родителей и педагогов;
Социологический:
творческие задания по составлению совместных альбомов, книг с
собственными произведениями детей (сказки, рассказы, стихи);
участие детей в конкурсах;
Индивидуально-личностные:
Организация выставок работ детей;
Наглядно-информационные материалы для родителей;
Презентации деятельности для родителей;
Воспитанности:
сформированность качеств;
Психологического комфорта:
степень оптимизма, защищенности, уверенности;
эмоциональное состояние;
межличностные отношения;
социальное благополучие.
Предполагаемы результаты:
Образовательный блок:
К концу года дети будут знать:
1. На практической основе понятий «предложение», «набор предложений»,
«рассказ».
2. Что зрительно воспринимаемую информацию надо обрабатывать в
уме;
3. Передавать в речевых продуктах свое отношение к миру, и отражать в
рифмованных текстах;
4. Представлять и описывать возможные слуховые, тактильные, вкусовые
и обонятельные ощущения по сюжету картины.
К концу года дети будут уметь:
1. Участвовать в коллективном разговоре: задают вопросы, отвечают на
них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для
собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.
2. Участвовать в спектаклях, играх - драматизациях, концертах.
3. Определять темы, основного содержания и логико-смысловой
организации прослушанных или составляемых рассказов.
4. Пользоваться зрительным планом, смоделированным взрослым
(предметные картинки, опорные сигналы, предметы-заменители, плансхема и пр.).
Развивающий блок:
К концу года дети будут уметь:
1. Быть терпимыми, добрыми, милосердными, заботиться о ближнем;
2.Бережно относиться к общекультурным ценностям, народным
традициям и обычаям.
Сводный учебный план
№
п\п
Количество часов
Наименование раздела, тема
1-й год
1.
Вводное занятие.
2 часа
2.
Времена года.
8 часов
3.
Животные и птицы.
4.
Профессии.
5.
6.
Драматизация сказок, театральная
деятельность.
Праздники, развлечения.
7.
Игрушки.
10 часов
8 часов
20 часов
6 часов
4 часа
8.
Фрукты.
2 часа
9.
Одежда.
2 часа
10.
Огород.
2 часа
11.
Беседы, экскурсии, выставки
10 часов
ВСЕГО часов
72
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/п
Количество занятий
Формы
контроля,
аттестации
Тема занятий
всего
теория
практ
ика
1
1
вопросы
2.
Вводное занятие, инструктаж по
технике безопасности, знакомство
с инструментом и материалом
Осень
2
1
3.
Фрукты
2
1
4.
Квартира, Мебель, Посуда
2
1
5.
2
1
6.
Драматизация сказки «Волк и семеро
козлят»
« Мир вокруг нас»
составление
рассказа
составление
предложений
схема,
рассказ по
картине
наблюдение,
показ
2
1
7.
«Подводный мир»
2
1
8.
Поздняя осень. Прощаемся с осенью
2
1
9.
«Мир кино»
2
1
10.
«Любимые сказки и сказочные
герои»
2
1
11.
12.
« Волшебная вода»
Зима. Месяцы года
2
2
1
1
13.
Зимующие и перелетные птицы.
2
1
14.
Новый год
2
1
1.
карточки,
викторина
вопросы,
викторина
беседа,
вопросы
дидактическая
игра
педагогическое
наблюдение,
квн
беседа
вопросы,
составление
рассказа
схема,
наблюдение,
беседа
карточки,
рассказ по
картине
15.
Дикие животные наших
северных и южных стран
лесов,
2
1
16.
Домашние животные средней полосы
России, ее севера и юга.
2
1
17.
Игрушки.
2
1
18.
19.
20.
Домашние птицы
Российская Армия. День Армии.
Военные профессии
2
2
2
1
1
1
21.
Международный женский день 8
Марта. Женские профессии.
Весна.
Первые весенние цветы.
2
1
2
1
23.
«Мой край родной»
2
1
24.
Профессии людей в городе.
2
1
25.
Профессии людей на селе.
2
1
26.
27.
28.
Транспорт в городе
Показ кукольного театра малышам
Обувь. Одежда.
2
4
2
1
1
1
29.
Посадка огорода
2
1
30.
Речевой досуг «В мире прекрасных
слов».
Показ кукольного театра малышам
«Маша и медведь»
Выставка «Удивительные
камешки»
Драматизация сказки «Колобок».
Всего часов
2
1
4
1
педагогическое
наблюдение
2
1
вопросы
22.
31.
32.
33.
1.
2.
3.
4.
Летний период с 1.06 по
30.06.2025 года
Вводное занятие
Придумывание загадок-описаний
об игрушках
Драматизация сказки с участием
родителей «Муха-Цокотуха»
Развлечение «Путешествие в страну
4
карточки,
составление
рассказа
карточки,
составление
рассказа
дидактическая
игра
викторина
чтение стихов
составление
рассказа
чтение стихов
карточки,
разгадывание
загадок
беседа,
составление
рассказа
опрос,
составление
рассказа
опрос, рассказ
по картине
беседа
показ
рассказ по
картине,
вопросы
вопросы,
беседа
чтение стихов
показ
1
72 час
1 час
71
час
1 час
2
1
1
1
1
4
1
1
карточки,
разгадывание
загадок
показ
2
1
1
чтение стихов,
опрос
рассказ.
красивой речи».
Всего часов:
8
часов
С о д е р ж а н и е
1 час
7
час
п р о г р а м м ы
1 год обучения
1.
Вводное занятие.
Задачи кружка «Говорим правильно».
Оборудование рабочего места.
Необходимые принадлежности и материал для работы.
Правила по техники безопасности.
2. «Осень»
- расширить и активизировать словарь по данной лексической теме;
- развивать речевое внимание и память детей;
- учить при ответе на вопросы строить полные и четкие предложения.
Развитие высших психических функций (внимания, памяти, словесно-логического
мышления).
Практическая работа
Д/и «Сравни картинки», «Четвертый лишний», «Нарисуй по инструкции».
(см.Ткаченко Т.А. «В первый класс без дефектов речи»).
Упр.: «С какого дерева листок?»
(см. Н.В. Рыжова «Развитие речи в детском саду)
Совместная выставка творческих работ из овощей и природного материала:
«Царица – осень»
( родители-дети-педагоги)
3.«Фрукты»
- расширить и активизировать словарь по данной лексической теме;
- формировать умение составлять описательный рассказ о предмете с опорой на схему.
Практическая работа
Структура предложения. Слова-признаки.
Д/и «Расскажи, какой».
Д/и «Закончи предложение», «Исправь Незнайкины ошибки».
Развитие связной речи. Составление описательного рассказа о фруктах по схеме (см.
Ткаченко Т.А. «Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных
рассказов», М, 2001г.)
Д/и «У меня в корзинке…»
4.Квартира. Мебель. Посуда.
- расширить и активизировать словарь по данной лексической теме;
- уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами В, НА, ПОД;
- учить детей выделять предлоги В, НА, ПОД в тексте и составлять предложения с
заданными предлогами по картинке, схеме, наглядной ситуации.
- учить детей образовывать глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного
вида с помощью приставок
- формировать умение составлять описательный рассказ о предмете с опорой на схему.
Практическая работа
Знакомство со значением и схемами предлогов.
Д/и «Найди предлог», «Составь предложение». Д/и «Назови законченное действие»,
«Составь предложение" Д.и «Что делал. Что сделал».
Развитие связной речи. Составление описательного рассказа о посуде по схеме (см.
Ткаченко Т.А. «Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных
рассказов», М, 2001г.).
Д/и «У меня на кухне есть…»
5.Драматизация сказки «Волк и семеро козлят»
-учить детей вспоминать сказку, отвечать на вопросы по ее сюжету, прививать
любовь к сказке, желание воспроизводить сюжет;
-вовлекать детей в игровую ситуацию, учить следить за сюжетом, использовать
воображаемые действия и предметы, входить в образ;
-учить интонационно, выразительно воспроизводить слова и фразы из сказки в
процессе инсценировки;
Практическая работа
Драматизация сказки
6. « Мир вокруг нас»
Расширять представления об окружающем мире, о его многообразии, разных странах,
России как о родной стране. Закреплять представления о том, что в нашей стране мирно
живут люди разных национальностей.
Обогащать и активизировать словарь по теме.
Активизация словаря: «глобус», «континент», «части света», «русская литература»,
«государственный язык», «государственные символы», «герб», «флаг», «гимн».
Обогащение словаря: «континент», «части света», «русская литература»,
«государственный язык», «государственные символы».Д/и «Узнай по описанию»,
«Составь предложение».
Развитие связной речи.
Практическая работа
Викторина
Составление описательного рассказа.
7. «Подводный мир»
Воспитывать эстетические и нравственные чувства, желание сочувствовать,
сопереживать и помогать.
Пополнять знания детей о подводном мире, его обитателях, расширять словарный
запас. Дать представление о характерных особенностях и жизнедеятельности морских
жителей.
Расширять представления детей о многообразии творений окружающего мира.
Словарная работа: активизировать в речи детей слова скат, морской ѐж, морской конек,
осьминог
Материал и оборудование: Книги о жителях подводного мира, о растениях, животных,
картинки растений: морская капуста, морской огурец, попугай, Ёж, бычок, коровка,
меч, сабля, солнце, луна. Экологические знаки.
Практическая работа
Викторина
8.Поздняя осень. Прощаемся с осенью
- расширить и активизировать словарь по данной лексической теме;
- формировать умение составлять описательный рассказ о времени года с опорой на
схему.
Практическая работа
Развитие связной речи. Составление описательного рассказа о поздней осени по схеме
(см. Ткаченко Т.А. «Схемы для составления дошкольниками описательных и
сравнительных рассказов», М, 2001г.).
Д/и «Наступила поздняя осень…» чтение стихотворений, пословиц, поговорок об
осени.
9. «Мир кино»
Цель: Формировать интерес детей к различным видам зрелищного искусства. Задачи:
сформировать у детей элементарное представление о театре, кино, мультипликации.
Познакомить с историей зарождения этих зрелищных видах искусства. Обогатить
словарный запас детей. Развивать познавательную активность детей, артистические
способности, творческое воображение, творческое мышление. воспитывать интерес,
внимание и последовательность в процессе выполнения поставленной задачи,
воспитание общей культуры, умение договариваться, распределяя роли в совместной
игре.
Практическая работа
Мульт. викторина.
Конкурс «Конек — Горбунок», Конкурс «Лиса Алиса и Кот Базилио», Конкурс
«Незнайка», Конкурс «Угадай героя мультфильма»
10. «Любимые сказки и сказочные герои»
Продолжать знакомить детей с величайшим богатством народной культуры сказками;
Формировать интерес к устному народному творчеству;
Учить детей узнавать отдельные сказки по характерным признакам; отгадывать
сказки;
Обогащать и активизировать словарь детей;
Воспитывать в детях чувство сопереживания, доброжелательное отношение к героям
сказок и друг другу;
Развивать интонационную выразительность, навыки подражания, побуждать детей к
импровизации.
Медиа – объекты: (сказки, музыкальное сопровождение, иллюстрации)
Оборудование :сундук, картинки с изображением сказок, ширма
Предварительная работа: чтение художественной литературы, отгадывание
загадок, рассматривание иллюстраций.
Активизация словаря: иллюстрация, ковѐр - самолѐт, сказочница.
Практическая работа
квн
11. « Волшебная вода»
Цель: Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства с
состоянием воды в окружающей среде.
активизировать словарь детей: существительные (лед, дождь, пар, град); глаголы
(замерзает, застывает, холодит, тает, ломается, блестит, скользит); прилагательные
(прозрачный, холодный, скользкий, твердый, мокрый, бесцветная, бесформенная).
- познакомить с тем, в каком виде вода существует в природе, различными
явлениями (дождь, град, лед)
- дать элементарные представления о круговороте воды в природе;
- показать значение воды в жизни живой природы;
- познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную деятельность
Материалы и оборудование:
· Видеоролик «Путешествие капельки воды»;
· Картинки для моделирования «Круговорот воды в природе»;
· Глобус, пипетка, стаканы с водой, с молоком;
· Салфетки;
· Таблицы на каждого ребенка «Кому нужна вода»;
· Фломастеры на каждого ребенка;
· Персонаж Капелька;
· Бумажные короны для детей капелек, корона мамы Тучки
Практическая работа
опыты
12.Зима. Месяцы года
- расширить и активизировать словарь по данной лексической теме;
- учить детей выделять предлоги В, ИЗ в тексте и составлять предложения с заданными
предлогами по картинке, схеме, наглядной ситуации, составлять описательный рассказ
о времени года с опорой на схему.
Практическая работа
Развитие связной речи. Составление рассказа «Доигрались» по серии сюжетных
картинок (см. Филичева Т.Б., Каше Г.А. «Дидактический материал по исправлению
недостатков речи у детей дошкольного возраста»).Предлоги В, ИЗ.
Знакомство со значением и схемами предлогов.
Д/и «Найди предлог», «Составь предложение».
Развитие связной речи
Совместная выставка творческих работ из различных материалов:
«Зимняя сказка»
13.Зимующие и перелѐтные птицы
- расширить и активизировать словарь по данной лексической теме;
- уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами К, ОТ;
- учить детей выделять предлоги К, ОТ в тексте и составлять предложения с заданными
предлогами по картинке, схеме, наглядной ситуации;
- учить пересказу рассказа с использованием опорных сигналов.
Практическая работа
Составление описательного рассказа о зиме по схеме (см. Ткаченко Т.А. «Схемы для
составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов», М, 2001г.).
Д/и «Наступила зима…»
Предлоги К, ОТ.
Знакомство со значением и схемами предлогов.
Д/и «Путешествие ласточки».
Развитие связной речи. Рассказ «Кот-задира" (см. Ткаченко Т.А. «Формирование и
развитие связной речи», М, 2001г.).
14. Новый год.
Цели:
- расширить и активизировать словарь по данной лексической теме;
- учить согласовывать числительные и существительные в родительном, дательном,
творительном и предложном падежах;
- учить пересказу рассказа с использованием опорных сигналов.
Практическая работа
Согласование числительного и существительного в различных падежах.
Д/и «Нарядим ѐлку», «Новогодние подарки».
Развитие связной речи. Рассказ «Два брата" (см. Ткаченко Т.А. «Формирование и
развитие связной речи», М, 2001г.).
15. Дикие животные наших лесов, северных и южных стран.
- расширить и активизировать словарь по данной лексической теме;
- учить употреблять существительные в творительном падеже множественного числа,
согласовывая данные существительные с глаголом;
- учить пересказу рассказа по серии сюжетных картинок.
Практическая работа
Д/и «В зоопарке», «Бабушкина корзинка».
Развитие связной речи. Составление рассказа «Лиса и гуси» по серии сюжетных
картинок (см. Филичева Т.Б., Каше Г.А. «Дидактический материал по исправлению
недостатков речи у детей дошкольного возраста»).
Составление рассказов — описаний диких животных с использованием схемы .
Игра с мячом «Кто где живет?» (в берлоге, в норе, в логове и т. п.).
Игра с фишками «Кто назовет больше зверей?» (по частям тела: у кого пасть? клыки?
шерсть? рога?
короткий хвост? копыта? и пр.)
16. Домашние животные средней полосы России, ее севера и юга.
- расширить и активизировать словарь по данной лексической теме;
- учить образовывать существительные в дательном падеже множественного числа,
согласовывая их с глаголом;
- учить пересказу рассказа по серии сюжетных картинок
Практическая работа
Дательный падеж множественного числа имен существительных.
Ткаченко: «В первый класс без дефектов речи».
Д/и «На скотном дворе», «Кому поможет Айболит».«Кому нужны для работы эти
вещи?»
Развитие связной речи. Составление рассказа «Шалун» по серии сюжетных картинок
(см. Филичева Т.Б., Каше Г.А. «Дидактический материал по исправлению недостатков
речи у детей дошкольного возраста»)
17. Игрушки.
- расширить и активизировать словарь по данной лексической теме;
- совершенствовать навыки словообразования, учить включать в предложения
относительные прилагательные;
- учить употреблять существительные в предложном падеже множественного числа,
согласовывая данные существительные с глаголом.
Практическая работа
Относительные прилагательные.
Д/и «Из чего сделано?», «Вкусная игра».
Предложный падеж множественного числа существительных.
Д/и «О чем мечтает Оля?»
18. Домашние птицы.
Цели:
- расширить и активизировать словарь по данной лексической теме;
- учить детей различать окончания местоимений и подбирать существительные в
соответствии с родом и числом местоимения;
- учить пересказу рассказа по серии сюжетных картинок
Практическая работа
Согласование местоимений НАШ, НАША, НАШИ с существительными.
Ткаченко: «В первый класс без дефектов речи».Д\и «Исправь меня».
Д/и «На птичьем дворе», «В комнате».
Развитие связной речи. Составление рассказа «Собака и вороны» по серии сюжетных
картинок (см. Филичева Т.Б., Каше Г.А. «Дидактический материал по исправлению
недостатков речи у детей дошкольного возраста»).
19. Российская Армия. День Армии. Военные профессии.
- расширить и активизировать словарь по данной лексической теме;
- познакомить в доступной форме с понятием «родственные слова»;
- учить выбирать родственные слова из потока слов и связного текста.
Практическая работа
Родственные слова.
Д/и «Снежные слова», «Выбери родственные
слова из стихотворения».
Упр. «Угадай кому это нужно?»
Игра «Выполни приказ» ( Н.В. Рыжова «Развитие речи в детском саду»
20. Военные профессии.
расширять знания детей о Российской Армии, уточнить представления о родах войск;
развивать связную речь, память, мышление
Практическая работа
Рассматривание иллюстраций на тему " Где работают военные ".
- Беседы о военных профессиях, их значении.
- Чтение и разучивание стихотворений об Армии.
22. Весна. Первые весенние цветы.
- расширить и активизировать словарь по данной лексической теме;
- учить дифференциации предлогов ИЗ-ПОД и ИЗ-ЗА;
- учить составлению рассказа (с элементами творчества) по серии сюжетных картин.
Практическая работа
Предлоги ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА.
Дифференциация предлогов.
Д/и «Подбери схему», «Состав предложение».
Развитие связной речи. Составление рассказа «Страшный зверь» по серии сюжетных
картин (см. Ткаченко Т.А. «Формирование и развитие связной речи», М, 2001г.).
Работа над фразой. Сложносочиненное
предложение с союзом А.
Д/и «Сравни цветы», «Составь предложение».
Упр. и игры ( Н.В. Рыжова «Развитие речи в детском саду»)
23. Мой край родной край.
Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Формировать
осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять
еѐ. Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Воспитывать
чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к
ней. дать детям представление, что такое Родина, родной край. Познакомить с картой и
символикой, формировать представление о малой родине, уточнить и расширить знания
о родном селе; развивать связную речь, активизировать словарь по теме, воспитывать
любовь к родному краю.
Практическая работа
Д.И. «Найди по описанию», «Что тут лишнее», работа по Красной книге
24. Профессии людей в городе.
- расширить и активизировать словарь по данной лексической теме;
- формировать умение самостоятельно задавать вопросы по отработанному стереотипу;
- совершенствовать умение грамматически правильно строить 4-5-словные
предложения.
Практическая работа
Обучение самостоятельной постановке вопросов.
Д/и «Телефон», «Отгадай профессию».
Упр. и игры ( Н.В. Рыжова «Развитие речи в детском саду»)
25. Профессии людей на селе.
- расширить и активизировать словарь по данной лексической теме;
- уточнить пространственное значение предлога ИЗ-ПОД;
- учить выделять в предложении и правильно употреблять предлог ИЗ-ПОД;
- учить составлению рассказа (с элементами творчества) по серии сюжетных картин.
Практическая работа
Предлог ИЗ-ПОД.
Знакомство со значением и схемой предлога.
Д/и «Откуда вылезал котенок Тишка», «Что
пропустил Незнайка».
Развитие связной речи. Составление рассказа «Про девочку Машу и куклу Наташу» по
серии сюжетных картин (см. Ткаченко Т.А. «Формирование и развитие связной речи»,
М, 2001г.)
26. Транспорт в городе.
- познакомить с различными видами транспорта (наземный, водный, подземный,
воздушный и пр.);
- расширить и активизировать словарь по данной лексической теме;
- учить подбирать в словосочетание и предложение нужный по смыслу приставочный
глагол;
- учить пересказу рассказа по серии сюжетных картинок.
Практическая работа
Д/и «Веселое путешествие», «Подскажи словечко»
Дидактическая игра «Отгадай, от чего часть?» (палуба, фары., мачты, бампер, штурвал,
руль, вагон,
кабина, кузов и т. п.).
Сравнительный рассказ об автобусе и корабле.
Игра с фишками «Кто назовет больше видов транспорта?» (водный, воздушный,
городской и т. п. по картинкам-символам).
27. Показ кукольного театра малышам
Обогатить внутренний мир ребѐнка:
развивать способность воспринимать чувства и переживания литературных и
сказочных персонажей;
совершенствовать память, внимание, коммуникационные навыки;
способствовать раскрытию артистических способностей и талантов, развивать
уверенность в собственных силах.
Стимулировать развитие речи:
чѐткость произношения (артикуляционная и дыхательная гимнастики)
пополнение словаря,
умение грамотно выстраивать монологический рассказ и диалогическую речь,
освоение приѐмов интонационной и образной выразительности речи.
Практическая работа
Показ кукольного театра малышам
28. Одежда. Обувь
- расширить и активизировать словарь по данной лексической теме;
- учить правильно образовывать существительные в родительном падеже
множественного числа;
- учить пересказу рассказа с использованием опорных сигналов.
Практическая работа
Родительный падеж множественного числа существительных.
Д/и «В магазине», «Дружная семья».
Развитие связной речи. Рассказ «Лена и щенок" (см. Ткаченко Т.А. «Формирование и
развитие связной речи», М, 2001г.).
Упр. и игры ( Н.В. Рыжова «Развитие речи в детском саду»)
39. Посадка огорода
- расширить и активизировать словарь по данной лексической теме;
- сформировать умение образовывать притяжательные прилагательные
существительных и включать их в предложение.
Практическая работа
Притяжательные прилагательные.
Д/и «Чей дом?», «Странный зверь».
Упр. и игры ( Н.В. Рыжова «Развитие речи в детском саду»)
Д/и «Май не зевай, сей и сажай!»
от
30. Речевой досуг "В мире прекрасных слов»
цель:
Сформировать в сознании детей понятие «вежливость». Расширять знания
дошкольников о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных
ситуациях. Способствовать усвоению детьми социальных норм и правил. В
игровой форме дать детям возможность приобрести и закрепить навыки
культурного
поведения.
Развивать позитивную мотивацию на общение, желание помочь окружающим.
Воспитывать
дружелюбие,
сопереживание
и
толерантность.
Развивать речь детей, пополнить словарный запас словами: будьте так любезны,
благодарю, разрешите. Активизировать речевые навыки. Формировать умения
детей отвечать на вопрос полным предложением. Заинтересовать детей, дать
возможность каждому проявить себя. Создать атмосферу радости,
доброжелательности и творчества.
Практическая работа
проведение досуга
Оформление и оборудование: плакаты с пословицами, дерево вежливых слов, цветик
семицветик с вежливыми словами, ширма с изображением леса, домик медведя,
медвежьи следы, автобус (из стульев).
31. Показ кукольного театра малышам «Маша и медведь
Цель: развивать творческие способности детей через театральную деятельность.
Задачи: активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи,
интонацию; развивать интерес у детей к театрально-игровой деятельности;
формировать у детей простейшие образно-выразительные умения.
Практическая работа
Показ кукольного театра детям 2 младшей группы.
1. Драматизация сказки «Колобок»
Учить детей участвовать в инсценировке сказки, передавать характерные черты героев
сказки с помощью простейших движений, жестов и мимики
Развивать речь, память, мышление, имитационные движения, театральные способности,
общую и мелкую моторику рук
Воспитывать интерес к театрально-игровой деятельности
Практическая работа
Драматизация сказки
2. Придумывание загадок-описаний об игрушках
связная речь: учить описывать предмет, используя модели, не называть его; развивать
диалогическую речь, учить задавать вопросы и отвечать на них;
• словарь и грамматика: активизировать в речи детей глаголы, прилагательные;
упражнять в образовании названий детенышей животных в именительном и косвенных
падежах;
• звуковая культура речи: продолжать знакомить с термином «слово», учить
вслушиваться в звучание слов.
Развивать внимание, воображение, наглядно-образное мышление при работе с
моделями.
Воспитывать бережное отношение к игрушкам, умение слышать товарищей.
Практическая работа
Придумывание загадок-описаний
3. Драматизация сказки с участием родителей «Муха-Цокотуха»
Цель: Создать атмосферу праздника, способствующего раскрытию творческих
способностей детей в игре. Поддерживать желание активно участвовать в празднике,
используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной
деятельности.
Практическая работа
Драматизация сказки
4. Развлечение «Путешествие в страну красивой речи»
Расширять объем словарного запаса.
• Закрепить особенности произношения гласных и согласных звуков.
• Закрепить знания о материалах и их свойствах.
• Развивать умение выделять существенные признаки предметов, сравнивать их и по
ним объединять предметы в одно родовое понятие.
• Развивать речевые ассоциации и слуховое внимание.
• Развивать воображение,
• Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.
• Воспитывать желание помогать
Практическая работа.
Развлечение.
Методическое обеспечение программы
I год обучения
1 Раздел «Вводное занятие».
Методы обучения:
Интегрированные занятия;
Практические занятия;
Игровые формы организации занятий;
Выставки;
Экскурсии;
Проблемно – игровые ситуации;
Викторины, сочинение загадок и сказок;
Рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок,
иллюстраций к знакомым сказкам, произведений искусства (народного,
декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.).
Оценочные материалы
Критерии оценки результативности определяются в соответствии с
реализуемой дополнительной программой «Волшебные бусинки». При
реализации программы используются четыре вида контроля: входящий,
текущий, промежуточный, итоговый.
Входящий контроль – это оценка начального уровня образовательных
возможностей детей при поступлении в кружок.
Текущий контроль – это оценка уровня и качества освоения тем и
разделов программы и личностных качеств обучающихся в кружке;
осуществляется на занятиях в течении всего учебного года.
Промежуточный контроль –это оценка уровня и качества освоения
детьми дополнительной образовательной программы по итогам полугодия
и учебного года. Осуществляется в декабре и мае каждого учебного года.
Итоговый контроль результативности освоения дополнительной
образовательной программы – это оценка уровня и качества освоения
детьми дополнительных образовательных программ по мере окончания
освоения дополнительной общеобразовательной программы. Итоговый
контроль осуществляется в апреле-мае в соответствии с графиком.
Формы контроля определены в соответствии с дополнительной
общеобразовательной программой. Формами контроля могут быть:
анкетирование, тестирование, беседа, опрос, участие в выставках и т.д.
Контроль позволяет выявить способности обучающихся и
скорректировать индивидуальную работу.
Объективный и систематический контроль учебной работы является
важнейшим средством управления образовательно-воспитательного
процесса.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
№
п\п
Наименование элементов перечня
Наглядные пособия:
1
Авторские методические разработки технологических приемов.
Наглядно-дидактический материал. схемы, рисунки, таблицы, карточки,
альбомы и т.д.
2
Схемы к рассказам.
Дидактические материалы:
1
2
Методические материалы, карточки, наглядные пособия, иллюстрации
Информационные листы со схемами.
3
4
Рисунки – схемы, таблицы.
Картотека пальчиковых упражнений и физкультминуток ( динамических
пауз)
Картотека логоритмических упражнений
Картотека дидактических, речевых игр.
Литература:
5
6
1
Арбекова Н.Е. «Развиваем связную речь у детей 6-7лет» (1.2.3
альбомы).
2
Молькова Н.В. Весенние путешествие : занятие / Н. В. Молькова //
журнал Ребенок в детском саду . – 2017 . – № 3 . – С.12
Молькова Н.В."Деревце дыхания" : пособие для развития речевого
дыхания / Н. Молькова // Дошкольное воспитание : ежемесячный
научно-методический журнал / Ред. Т.И. Гризик. – 2016. – №2 2016. – С.
98-99
Новоторцева Н.В. Домашние уроки логопеда Текст/ Н.В. Новоторцева.Москва АСТ- 2014. – 192с
Ткаченко Т.А. Программа «Развитие связной речи у дошкольников 4-7
лет».- М. издательство «Ювента», 2008- 24с
3
4
5
6
7
8
9
Арбекова Н.Е. «Развиваем связную речь у детей с ОНР 6-7 лет»
конспекты фронтальных занятий/ Н.Е Арбекова.- М.: Издательство
ГНОМ,2014-240с .
Молькова Н.В. Проект "Нет листвы осенней краше" / Н.В.
Молькова, Н.Н. Бутылина // Ребенок в детском саду. – 2020. – № 9.
– С. 56-61.
Фалькович Т.А., Л.П. 288 с. Барылкина. Развитие речи, подготовка к
освоению письма: занятия для дошкольников в учреждениях
дополнительного образования.- М ВАКО,2007.Ткаченко Т.А. «Большая книга заданий и упражнений на развитие
связной речи малыша»- издательство «Эксмо», 2007 г.- 167с.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
4
Материально – техническое обеспечение.
Оборудование.
Кабинет ( соответствующий санитарно-гигиеническим нормам);
Учебное оборудование (комплект мебели);
Аудиосборники и записи фонограмм
Магнитофон
с
флэш-картой
c
записью
музыкального
сопровождения к
занятиям.
Ноутбук и компьютерные игры.
карандаши простые, карандаши цветные /фломастеры/;
Принтер, сканер.
Раздаточный материал:
Схемы рассказывания рассказов.
Вспомогательный материал: игрушки – персонажи, мячи,
костюмы и маски-шапочки и др.
Карточки с заданиями.
Карандаши простые, карандаши цветные /фломастеры/.
Кадровое обеспечение программы.
Реализацию
данной
программы
осуществляет
педагог
дополнительного
образования,
имеющий
среднее
профессиональное образование соответствующего направления и
отвечающий квалификационным требованиям, указанным в
квалификационных
справочниках,
и
профессиональном
стандарте педагога дополнительного образования детей и
взрослых.
Информационное обеспечение.
Нормативно-правовые документы
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением правительства Российской
Федерации от 31 -марта 2022 года № 678-р;
Изменения, внесѐнные
в Концепцию развития дополнительного
образования детей до 2030 года, утверждѐнные распоряжением
Правительства Российской Федерации от 15 мая 2023 года №1230-р
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27июля 2022года года № 629 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
образовательным программам»
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской
Федерации от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении
санитарно-эпидемиологических
правил
СП
3.1/2.4.3598-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству,
содержанию и организации работы образовательных организаций и
других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в
условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID19)» (с изменениями на 21 марта 2022 года).
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов
среды
обитания»
(утв.
Постановлением
Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2). Приказ
действует до 1 сентября 2027 года.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.02.2022
№4
«О
внесении
изменений
в
санитарноэпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой
коронавирусной
инфекции
(covid-19)»,
утверждѐнные
Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 22.05.2020 п. 15» Редакция от 04.02.2022Действует с 06.02.2022 г.
Санитарные правила СП 2.4.3648-20, утв. Постановлением Главного
государственного врача Российской Федерации 28.09.2020 года,
«Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодѐжи»
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273ФЗ от 29.12.2012 года.
Список литературы.
1.
Арбекова Н.Е.
«Развиваем связную речь у детей 6-7лет» (1.2.3
альбомы).
2.
Арбекова Н.Е. «Развиваем связную речь у детей с ОНР 5-6 лет»
конспекты подгрупповых занятий/ Н.Е Арбекова.- М.: Издательство
ГНОМ,2014-240с.
3.
Арбекова Н.Е. «Развиваем связную речь у детей с ОНР 6-7 лет»
конспекты фронтальных занятий/ Н.Е Арбекова.- М.: Издательство
ГНОМ,2014-240с
4.
Горькова Л.Г., Кочергина А.В, Обухова Л.А. Сценарии занятий по
экологическому
воспитанию
дошкольников
(средняя,
старшая,
подготовительная группы). – М.: ВАКО, 2005. – 240 с.
5.
Молькова Н.В. Весенние путешествие : занятие / Н. В. Молькова //
журнал Ребенок в детском саду . – 2017 . – № 3 . – С. 12
6.
Молькова Н.В. Проект "Нет листвы осенней краше" / Н.В. Молькова,
Н.Н. Бутылина // Ребенок в детском саду. – 2020. – № 9. – С. 56-61.
7.
Молькова Н.В."Деревце дыхания" : пособие для развития речевого
дыхания / Н. Молькова // Дошкольное воспитание : ежемесячный научнометодический журнал / Ред. Т.И. Гризик. – 2016. – №2 2016. – С. 98-99
8.
Новоторцева Н.В. Домашние уроки логопеда Текст/ Н.В.
Новоторцева.- Москва АСТ- 2014. – 192с.
9.
Рыжова Н.В., Развитие речи в детском саду. Конспекты занятий в
младшей, средней и старшей группах. – Ярославль: Академия развития,
2010.- 416 с
10.
Ткаченко Т.А. Программа «Развитие связной речи у дошкольников 47 лет».- М. издательство «Ювента», 2008- 24с.
11.
Ткаченко Т.А. «Большая книга заданий и упражнений на развитие
связной речи малыша»- издательство «Эксмо», 2007 г.- 167с..
12.
Ткаченко Т.А. рабочие тетради
13.
Фалькович Т.А., Л.П. Барылкина. Развитие речи, подготовка к
освоению
письма:
занятия
для
дошкольников
в
учреждениях
дополнительного образования.- М ВАКО,2007.- 288 с.
Интернет-ресурсы:
14.
https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/04/08/planirovanie_po_tk
achenko_onr_5-7_let_s_vidami_deyatelnosti.docx
15.
https://logopeddoma.ru/news/tema_derevja/2013-08-17-324
(Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1
/ Н.Э. Теремкова. -М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007)
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Оценочные материалы — краткое описание диагностических методик
и материалов, позволяющих определить достижение учащимися
планируемых результатов. Необходимо указать сроки и формы
проведения контроля, формы фиксации и предъявления результатов.
Входная диагностика практических умений и навыков при работе с
детьми 6-7 лет.
Тест: «Расскажи, что значат слова кукла, мяч, посуда?»
1. Ребенок правильно объясняет значение слов (из нее едят и пьют, это
игрушки);
-называет отдельные признаки, действия;
-называет 1—2 слова.
2.Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? легким? тяжелым?
-выполняет все задания, называет 1—2 слова к Прилагательному (глубокая
яма, глубокое море);
-подбирает слова к 2—3 прилагательным;
-подбирает слово только к одному прилагательному
(высокий забор). 3.Что называют словом ручка?
-называет несколько значений этого слова (Ручка пишет. У ребенка
ручка. У двери есть ручка);
-называет два значения этого слова;
-перечисляет предметы, у которых есть ручка (1—2 слова).
3. Придумай предложение со словом ручка.
-составляет грамматически правильно предложение из трех слов;
-называет два слова
(словосочетания); называет
только одно слово (ручка).
4. Ручка нужна, чтобы...
(писать, держать чашку,
держать сумку и т. п.). Ручкой
можно... (писать, открывать
дверь);
правильно заканчивает разные типы предложений;
называет два слова;
подбирает только одно слово.
Взрослый предлагает ребенку ситуацию: «Погулял зайчонок в лесу.
Настроение у него веселое. Вернулся он домой такой... (радостный,
оживленный, довольный). А если зайчонок был веселый и радостный,
то он не просто шел, а... (мчался, несся, летел)».
Ребенок правильно подбирает слова, близкие по смыслу
(синонимы);
называет 2—3 слова;
подбирает только одно слово.
Педагог дает другую ситуацию: «Другой братец зайчика пришел
невеселый, его обидели. К слову веселый подбери слова,
противоположные по смыслу (грустный, печальный, обиженный). А
если зайчик был обиженный, он не просто шел, а... (плелся, тащился,
брел)».
Правильно подбирает слова, противоположные по смыслу
(антонимы);
называет 2—3 слова;
подбирает только одно слово.
Что сделал бы зайчик, если бы встретил волка (лису)? (Убежал бы,
спрятался бы, испугался бы).
Правильно называет все слова в сослагательном наклонении;
подбирает два слова;
-называет только одно слово.
Скажи зайчику, чтобы он попрыгал, спрятался, потанцевал.
Правильно называет слова в повелительном наклонении;
подбирает два слова.
3) - Скажи, кто детеныш у зайца? (Зайчонок.) Детеныши? (Зайчата.) У
зайца много... (зайчат).
Аналогичные вопросы задаются про других животных: «У лисы...,
волка..., медведя, ежа...».
Ребенок называет всех детенышей в правильной грамматической
форме;
называет правильно только одну форму;
не выполняет задание.
Назови детенышей собаки, коровы, лошади, овцы (собака — щенок —
щенки, много щенят; корова — теленок — телята — двое телят; лошадь
— жеребенок
жеребята — много жеребят; овца — ягненок — ягнята — много ягнят).
Ребенок называет все слова правильно;
называет два-три слова;
говорит одно слово.
Где живут звери? (В лесу.) Какие слова можно образовать со словом
лес? (Лесной, лесник, лесок, лесочек, лесничий, лесовик, луковичек).
называет более двух слов;
называет два слова;
повторяет заданное слово.
Что называют, словом игла! Какие иглы ты еще знаешь?
Ребенок называет иглы у елки, ежа, у сосны, швейную и медицинскую
иглу; называет только одно значение этого слова; повторяет слово за
взрослым.
Какая игла у ежа? (Острая.) Про что мы говорим: острый, острая,
острые? Ребенок называет несколько предметов (острый нож, острая
пила, острые ножницы).
-Правильно подбирает два слова;
-называет одно слово.
Что можно делать иглой? Для чего она нужна?
-Ребенок называет разные действия (шить, вышивать; уколоться);
-называет два действия (накалывать грибы, шить);
-называет одно действие (шить).
Составь предложение со словом игла.
-Ребенок составляет сложное предложение (Игла нужна, чтобы шить);
-составляет простое предложение (Иглой делают укол);
-называет одно слово.
Взрослый говорит, что дети из другого детского сада сказали так:
«Папа, иди шепотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки
наизнанку надел». Можно ли так сказать? Как сказать правильно?
-Ребенок правильно исправляет все предложения (Папа, иди тихо.
Мамочка, я тебя сильно люблю. Я надел ботинки не на ту ногу);
правильно исправляет два предложения;
-повторяет предложения без изменения.
Критерии:
Высокий уровень- отвечает на все вопросы;
Средний уровень- отвечает на два вопроса:
Низкий уровень – отвечает на один вопрос.
Текущая диагностика практических умений и навыков при работе с
Тест «Внимательно послушай и ответь на вопросы»
1. В названии, каких животных слышится звук л? (Лошадь,
волк, слон, белка); звук ль? (Лев, лиса, леопард.)
2. В названии, каких животных слышится звук р? (Тигр,
корова, баран, жираф.) Звук рь! (Черепаха, курица.)
3. Назови слова, в которых есть звуки с и ш. (Старушка, Саша,
сушка.) Звуки ж из? (Железо.)
Ребенок различает твердые и мягкие звуки, дифференцирует
шипящие звуки;
называет более двух слов;
называет одно слово.
4. Дается скороговорка, которую надо произнести быстро —
медленно, тихо — громко — шепотом. «Тридцать три вагона в ряд
тараторят, тарахтят» (или любую другую).
Ребенок говорит отчетливо, меняет темп речи, регулирует силу
голоса;
недостаточно четко произносит;
не владеет умением замедлять, убыстрять темп.
5. Произнеси фразу «Я пойду в школу» так, чтобы мы
услышали, что это тебя радует, удивляет или ты об этом
спрашиваешь.
Ребенок передает заданные интонации;
передает только вопросительную интонацию;
повторяет повествовательную интонацию.
6. Придумай окончание фразы, чтобы получилось складно:
«Ежик-ежик, где гулял? (Я грибочки собирал.) Ежик-ежик, где ты был?
(Я все по лесу бродил)».
Ребенок ритмично заканчивает фразу;
отвечает, нарушая ритм;
говорит одно слово.
Критерии;
Высокий уровень – выполняет все задания:
Средний уровень – выполняет два задания
Низкий уровень – выполняет одно задание
Итоговая диагностика практических умений и навыков при работе с 6 –
7 лет.
Тема: «Опиши ежа по картинке»
1. Ребенок составляет описание, в котором присутствуют три
структуры части: начало, середина, конец. (Это ежик. Он
коричневый, колючий. На спине у ежа острые иголки. Они
нужны ежу, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ежик заботится
о своих ежатах);
рассказывает, опуская начало (или конец);
перечисляет отдельные качества.
2 .Воспитатель предлагает серию картинок (3—4), объединенных
сюжетом, предлагает ребенку разложить их в последовательности и
составить рассказ.
Ребенок
раскладывает
картинки
в
правильной
последовательности, составляет связный рассказ;
рассказывает с помощью взрослого;
перечисляет нарисованное на картинках.
3.Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на
самостоятельно выбранную тему.
Протокол
промежуточной аттестации обучающихся в кружке «Говорим правильно»
МБДОУ детский сад №2 «Белочка»
от «____» _________202…. г
Название кружка «Говорим правильно»
Педагог: Элесханова А.А.
1.Цель аттестации – определение уровня знаний, умений и навыков
обучающихся I года обучения.
2. Формы проведения аттестационных занятий: креативный
3. Уровень оценки – высокий, средний, низкий.
№ п/п
Фамилия, имя ребенка
Знает
Умеет
Уровень
Самостоятельность в
решении
творческих задач
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Заключение аттестационной комиссии: знания, умения и навыки данных
обучающихся соответствуют уровню промежуточной аттестации.
Подпись членов аттестационной комиссии:
Ф.И.О.________________________
Ф.И.О. ____________________
Подпись педагога___________________
Протокол
входного контроля обучающихся в кружке «Говорим правильно»
МБДОУ детский сад №2 «Белочка»
от «____» _________202 г
Название кружка «Говорим правильно»
Педагог: Элесханова А.А.
1.Цель аттестации – определение уровня знаний, умений и навыков
обучающихся I года обучения.
2. Формы проведения аттестационных занятий: креативный
3. Уровень оценки – высокий, средний, низкий.
№ п/п
Фамилия, имя ребенка
Знает
Умеет
Уровень
Самостоятельность в
решении
творческих задач
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Заключение аттестационной комиссии: знания. умения и навыки данных
обучающихся соответствуют входной диагностике.
Подпись членов аттестационной комиссии:
Ф.И.О.________________________
Ф.И.О. ____________________
Подпись педагога___________________